Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Концерт. «Смерть Сталина», режиссер Армандо Ианнуччи - Искусство кино
«Смерть Сталина», режиссер Армандо Ианнуччи

Концерт. «Смерть Сталина», режиссер Армандо Ианнуччи

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В России должна была выйти на экраны, но не выйдет комедия Армандо Ианнуччи "Смерть Сталина": министерство культуры "временно" отозвало у картины прокатное удостоверение, к чему его сегодня же, 23 января призвали писатель Юрий Поляков, режиссеры Никита Михалков, Владимир Бортко и другие, подписавшие специальное обращение. По мнению этих деятелей культуры, сформулированному ими с удивительной юридической точностью, этот "фильм содержит информацию, которая может быть расценена как экстремистская, направленная на унижение достоинства российского (советского) человека, пропаганду неполноценности человека по признаку его социальной и национальной принадлежности". Нина Цыркун считает иначе.

 

Теперь мы много знаем об обстоятельствах смерти Иосифа Сталина. И не только из политических и литературных источников, но также из фильмов, начиная с «Ближнего круга» Андрея Кончаловского и «Хрусталев, машину» Алексея Германа, и многочисленных телесериалов. Жанр комикса, тем более графических романов тоже начал бурно развиваться, но я не знаю примеров российского политического комикса, каких много в западном мире. (Вспоминается, пожалуй, только «Человек-Грызлов», но разве это политика? Впрочем, может, я просто не в курсе.) Фильм номинанта на «Оскар» Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина» поставлен как раз по такому (одноименному) графическому роману французских комиксмейкеров Фабьена Нури и Тьерри Робина.

В одном из интервью Фабьена Нури спросили, не хочет ли он сделать комикс о другой заметной политической фигуре – Дональде Трампе. Нури ответил, что пока о таком замысле говорить рано: «Надо дождаться последнего твита», то есть, посмотреть, чем все закончится. Со Сталиным вроде бы давно покончено, но именно вроде бы: нынейший российский хайп вокруг его имени свидетельствует скорее о символическом возрождении вождя-диктатора. Так что еще раз похоронить его, по крайней мере, в кино – задача актуальная.

DeathOfStalin 01«Смерть Сталина»

Для экранизации продюсеры выбрали Ианнуччи как режиссера, который уже проявил себя мастером политической сатиры благодаря сериалам «В петле», «Вице-президент», "Гуща событий» – из жизни американских и британских политиков. При этом он умеет сдерживать свой социальный темперамент, предоставляя зрителю смеяться, чтобы не заплакать. Нури вспоминает, что лет десять назад унаследовал от своего деда целую полку книг о Сталине. Начинающий писатель, он решил прошерстить их в поисках материала для романа в духе Ле Карре. Но, читая, вдруг разразился смехом, которого испугался и устыдился. Ведь смеялся он над страшными вещами, жестокой тиранией и гибелью массы людей. Тем не менее, он ничего не мог с собой поделать: политический кризис на верхушке власти спровоцировала кучка безумцев, алкоголиков и убийц. Тогда Нури и решил «перенести свои чувства на бумагу».

«Смерть Сталина», русскоязычный трейлер

Комиксовая образность в фильме Ианнуччи переводится в жанр гротескной комедии, в некоторых планах репродуцирующей панели из оригинала и акцентирующей портретные характеристики персонажей с помощью грима и накладок, но не доводя эти характеристики до пародии. Еще чуть-чуть, и «ближний круг» превратился бы в компанию гангстеров из фильма Уоррена Битти «Дик Трейси», но авторы фильма вовремя останавливаются, заостряя, но не шаржируя черты характеров и манеру поведения героев, придерживаясь не только норм политкорректности, но и правды жизни. Более того, этим историческим фигурам придаются и признаки человечности, делающие их более реалистичными. С этой задачей блистательно справляется актерский ансамбль: Стив Бушеми в роли хитрована Хрущева, Саймон Расселл Бил (Берия), Джеффри Тэмбор (Маленков), Майкл Пэйлин (Молотов), Пол Уайтхаус (Микоян) и ударно-героический, как подобает маршалу победы, Джейсон Айзекс в роли Жукова. На месте и рыжеватая Андреа Райзборо в роли дочери Сталина Светланы Аллилуевой. А вот Василий Сталин, у нас обычно изображаемый с непомерной симпатией, тут неожиданно выглядит натуральным вурдалаком.

DeathOfStalin 02«Смерть Сталина»

Напряжение создается буффонной ситуацией: люди, на протяжении десятилетий державшие в страхе целую страну, впадают в панику, узнав о смерти того, кто сам держал их в постоянном страхе.

Обычно, когда на Западе снимают кино из нашей жизни, критики сладострастно вглядываются в детали, выискивая клюкву. Наверно и здесь можно кое-что обнаружить. Скажем, в 1953 году госбезопасность называлась МГБ, а не НКВД (а в день смерти Сталина, 5 марта 1953 года МГБ как раз объединили с МВД в единое МВД СССР по руководством Берии). Но то, что открывающий фильм эпизод с концертом пианистки Марии Юдиной (Ольга Куриленко) понравился Сталину, но не был записан на пленку (а потому его потребовалось повторить), – это правда. Хотя письмо, написанное Юдиной Сталину, скорее всего художественный вымысел. Оправданный репутацией пианистки-чудачки. Впрочем, вряд ли стоит предъявлять фильму претензии в мелких несоответствиях, ведь за пределы такого рода правдоподобия его выводит сам жанр.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

В Сочи завершился 25-й «Кинотавр»

08.06.2014

8 июня в Сочи состоялась торжественная церемония закрытия крупнейшего кинофорума страны – XXV Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр». Главный приз фестиваля с формулировкой «За воплощение мечты» присужден картине Александра Котта «Испытание». Ниже – полный список награжденных.