Концерт. «Смерть Сталина», режиссер Армандо Ианнуччи
- Блоги
- Нина Цыркун
В России должна была выйти на экраны, но не выйдет комедия Армандо Ианнуччи "Смерть Сталина": министерство культуры "временно" отозвало у картины прокатное удостоверение, к чему его сегодня же, 23 января призвали писатель Юрий Поляков, режиссеры Никита Михалков, Владимир Бортко и другие, подписавшие специальное обращение. По мнению этих деятелей культуры, сформулированному ими с удивительной юридической точностью, этот "фильм содержит информацию, которая может быть расценена как экстремистская, направленная на унижение достоинства российского (советского) человека, пропаганду неполноценности человека по признаку его социальной и национальной принадлежности". Нина Цыркун считает иначе.
Теперь мы много знаем об обстоятельствах смерти Иосифа Сталина. И не только из политических и литературных источников, но также из фильмов, начиная с «Ближнего круга» Андрея Кончаловского и «Хрусталев, машину» Алексея Германа, и многочисленных телесериалов. Жанр комикса, тем более графических романов тоже начал бурно развиваться, но я не знаю примеров российского политического комикса, каких много в западном мире. (Вспоминается, пожалуй, только «Человек-Грызлов», но разве это политика? Впрочем, может, я просто не в курсе.) Фильм номинанта на «Оскар» Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина» поставлен как раз по такому (одноименному) графическому роману французских комиксмейкеров Фабьена Нури и Тьерри Робина.
В одном из интервью Фабьена Нури спросили, не хочет ли он сделать комикс о другой заметной политической фигуре – Дональде Трампе. Нури ответил, что пока о таком замысле говорить рано: «Надо дождаться последнего твита», то есть, посмотреть, чем все закончится. Со Сталиным вроде бы давно покончено, но именно вроде бы: нынейший российский хайп вокруг его имени свидетельствует скорее о символическом возрождении вождя-диктатора. Так что еще раз похоронить его, по крайней мере, в кино – задача актуальная.
«Смерть Сталина»
Для экранизации продюсеры выбрали Ианнуччи как режиссера, который уже проявил себя мастером политической сатиры благодаря сериалам «В петле», «Вице-президент», "Гуща событий» – из жизни американских и британских политиков. При этом он умеет сдерживать свой социальный темперамент, предоставляя зрителю смеяться, чтобы не заплакать. Нури вспоминает, что лет десять назад унаследовал от своего деда целую полку книг о Сталине. Начинающий писатель, он решил прошерстить их в поисках материала для романа в духе Ле Карре. Но, читая, вдруг разразился смехом, которого испугался и устыдился. Ведь смеялся он над страшными вещами, жестокой тиранией и гибелью массы людей. Тем не менее, он ничего не мог с собой поделать: политический кризис на верхушке власти спровоцировала кучка безумцев, алкоголиков и убийц. Тогда Нури и решил «перенести свои чувства на бумагу».
«Смерть Сталина», русскоязычный трейлер
Комиксовая образность в фильме Ианнуччи переводится в жанр гротескной комедии, в некоторых планах репродуцирующей панели из оригинала и акцентирующей портретные характеристики персонажей с помощью грима и накладок, но не доводя эти характеристики до пародии. Еще чуть-чуть, и «ближний круг» превратился бы в компанию гангстеров из фильма Уоррена Битти «Дик Трейси», но авторы фильма вовремя останавливаются, заостряя, но не шаржируя черты характеров и манеру поведения героев, придерживаясь не только норм политкорректности, но и правды жизни. Более того, этим историческим фигурам придаются и признаки человечности, делающие их более реалистичными. С этой задачей блистательно справляется актерский ансамбль: Стив Бушеми в роли хитрована Хрущева, Саймон Расселл Бил (Берия), Джеффри Тэмбор (Маленков), Майкл Пэйлин (Молотов), Пол Уайтхаус (Микоян) и ударно-героический, как подобает маршалу победы, Джейсон Айзекс в роли Жукова. На месте и рыжеватая Андреа Райзборо в роли дочери Сталина Светланы Аллилуевой. А вот Василий Сталин, у нас обычно изображаемый с непомерной симпатией, тут неожиданно выглядит натуральным вурдалаком.
«Смерть Сталина»
Напряжение создается буффонной ситуацией: люди, на протяжении десятилетий державшие в страхе целую страну, впадают в панику, узнав о смерти того, кто сам держал их в постоянном страхе.
Обычно, когда на Западе снимают кино из нашей жизни, критики сладострастно вглядываются в детали, выискивая клюкву. Наверно и здесь можно кое-что обнаружить. Скажем, в 1953 году госбезопасность называлась МГБ, а не НКВД (а в день смерти Сталина, 5 марта 1953 года МГБ как раз объединили с МВД в единое МВД СССР по руководством Берии). Но то, что открывающий фильм эпизод с концертом пианистки Марии Юдиной (Ольга Куриленко) понравился Сталину, но не был записан на пленку (а потому его потребовалось повторить), – это правда. Хотя письмо, написанное Юдиной Сталину, скорее всего художественный вымысел. Оправданный репутацией пианистки-чудачки. Впрочем, вряд ли стоит предъявлять фильму претензии в мелких несоответствиях, ведь за пределы такого рода правдоподобия его выводит сам жанр.