Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Мне больно - Искусство кино

Мне больно

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

«Остановку на перегоне» Андреаса Дрезена, поделившую с «Арираном» Ким Ки-Дука главный приз каннского «Особого взгляда» (2011), наконец показали в Москве (на фестивале «2-in-1»). Фильм про смерть в буквальном, безжалостном, беззастенчивом смысле. Франк, немецкий обыватель (Милан Пешель), которому лет сорок, внезапно узнает на приеме у врача, что у него неоперабельный рак мозга. Впереди облучение, химия и месяца два мучений даже с наркотиками.

Эти несносные дни и ночи – смерть наступит на утро после наступления Нового года – Дрезен фиксирует подробно, физиологично, конкретно. Франк снимает себя, своих детей на айфон, то есть ведет дневник. Он достанется на память чудесному в своем прямодушии – восьмилетнему  Мике, задавшему лежачему папе вопрос: «Когда ты умрешь, можно я возьму твой телефон?» А воображение накаченного лекарствами Франка материализует его двойника, которого показывает по телевизору, где разъясняется, какую немощь придется в скором времени претерпеть.

dresen3

Известие о болезни совпало с переездом семьи в новый дом. Его обживание  пройдет рука об руку с раздражением, примирением, ужасом, нежностью жены (Штеффи Кюнерт) умирающего. С появлением инвалидного кресла, инвалидной кровати и сиделки, открывшей этой жене, матери почти неправдоподобную правду, с которой не сразу свыкаешься. И она колет зрителю глаза, смущая своей непридуманной точностью точно так же, как, например, сцена внезапного предсмертного секса, или когда Франк, не найдя туалета, написал в комнате дочери, или когда орал на жену, водительницу троллейбуса, пришедшую домой с покупками после работы, что она о нем не заботится. Так вот, сиделка сказала, что, если сдать Франка в больницу, дети всю жизнь будут бояться смерти. А если оставить умирать дома, они с этим кошмаром справятся. И жена внимает такой уверенности.

В финале четырнадцатилетняя дочь, чемпионка среди юниоров по прыжкам в воду, прямо у смертного одра только что «заснувшего» отца произносит: «Я пошла на тренировку». Никакого, уверяю, нет тут цинизма. Но есть непривычная достоверность реакций, поведения, вопросов, реплик, которые Дрезен сумел достичь благодаря личной вменяемости, а выточил методом импровизации.

dresen

Сценария фильма не было. Его набросок в несколько страничек оживляли, расшивали на съемочной площадке собственными диалогами профессиональные актеры и любители (врач, объявившей диагноз, сиделка, ну и, понятно, дети).

После просмотра в Москве Дрезен рассказал поразительную историю. Но прежде надо упредить, что «Остановка на перегоне» спровоцирована реальной историей: режиссер был знаком с человеком, жена которого восемь лет умирала от рака, а их дочка, чемпионка по прыжкам в воду, сказала ту самую фразу после смерти мамы, которую Дрезен хотел непременно вставить в свой фильм. Кастинг на роль дочки Франка проходил в Берлине. Претенденток  было всего четыре. Дрезен выбрал одну спортсменку. Оказалось, что это та самая девочка – Талиса Лилли Лемке, пережившая смерть мамы и сказавшая после ее смерти, что пойдет на тренировку. Дрезен мгновенно решил, что не будет ее снимать. Но звонки режиссеру папы Лилли, считавшего, что ей этот опыт нужен, но беседы девочки с психологом, убежденного, что она очень стабильна, что новой травмы не будет, изменили решение Дрезена.

Эта история впечатляет той заразительной (для сверхзамечательных актеров в ролях мужа с женой) достоверностью, которая, не унижая зрителя утешительными маневрами, делает его и ранимее, и терпимее. И вообще лучше, чем он был до просмотра.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

В Ханты-Мансийске открывается 12-й международный кинофестиваль «Дух огня»

26.02.2014

1 марта в Ханты-Мансийске откроется ХII Международный кинофестиваль дебютов «Дух огня».