Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
На подмене. «Восемь подруг Оушена», режиссер Гэри Росс - Искусство кино

На подмене. «Восемь подруг Оушена», режиссер Гэри Росс

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Сегодня в российский прокат выходят «8 подруг Оушена» – криминальная спин-офф-комедия, спродюсcированная Джорджем Клуни и Стивеном Содербергом. В том, что прогрессивный феминистский тренд, похваченный этой картиной, не мог обойтись без внушительной поддержки традиционных мужских ценностей, убедилась Нина Цыркун.


Фильм-ограбление – старинный киножанр, родившийся в 1903 году с «Большим ограблением поезда». За десятилетия истории он, конечно, усложнился. Выкристаллизовалась железная формула: умный шеф придумывает гениальный дерзкий план, подбирает команду для выполнения конкретных технических задач. В кульминационный момент возникает проблема-нестыковка, она успешно разрешается, и в финале удачливые жулики пожинают сладкие плоды налета.

Предполагается, что ничего большего от фильмов этого жанра ждать не следует, достаточно следить за тем, как ребята делают свое дело, и получать удовольствие.

Бывают, конечно, исключения, например, «Убийцы леди» 1955 года британца Александра Маккендрика с соответствующим национальным колоритом – или ремейк братьев Коэн, вышедший у нас под названием «Игры джентльменов». Братья успешно пересадили заокеанский сюжет в американский ландшафт и в свое время, пройдясь по родным реалиям и выпукло обрисовав характеры, слегка вышли за пределы нынешней политкорректности.

Ремейк Гэри Росса трилогии про друзей Оушена «8 подруг Оушена» (кстати, если в данном случае под этой фамилией фигурирует женщина, вроде надо бы назвать картину «8 подруг Оушен»?) обходится практически голым костяком жанровой формулы, правда – в гламурной упаковке беззастенчивого продакт-плейсмента ювелирной фирмы Cartier. Ремейк традиционно мужского действия просто переводится в сферу действия идеологии MeToo; сейчас формируется целая линейка «трансгендера» – достаточно назвать только что вышедшую авантюрную комедию «За бортом» и ожидаемый «Повелитель мух» с девичьей командой.

«8 подруг Оушена», трейлер

При делегировании исходно мужских ролей женщинам в соответствии с требованиями уравнительного императива речь может идти только о формально-поверхностном примеривании базовых функций первых вторыми, без замашек на какой-то оригинальный поведенческий модус. И вот – бинго! – пресловутая женственность, ненавистная активисткам MeToo, как будто бы благополучно заглушается удачным симбиозом модной идеологии и жанрового канона. А чтобы не было скучно и пресновато, привлекается ослепительный блеск бриллиантов. Однако, выходя на завоевывание мужской территории, женский плейбэк не располагает собственным альтернативным арсеналом инструментов и техник. Так что вновь задействуются те же средства, которые входят в извечный патриархатный набор, образующий диспозицию мужского-женского, где мужчина – агент смотрения, а женщина – объект. И в качестве центра своей акции команда Дебби Оушен (Сандра Буллок) выбирает обольстительную актрису с пышной грудью Дафну Клюгер (Энн Хэтэуэй), украшенную легендарным колье, некогда принадлежавшем секс-богине Лиз Тейлор.

Кроме всего прочего, «8 подруг..» дублируют акт мести мужскому сообществу. Одна месть – экранная, подсюжетная (а может, на самом деле это и есть основная тема?), а вторая – экстрафильмическая, как жанровая ответка фильмам, где женщинам отводилась чисто вспомогательная роль, чисто «для красоты» и привлечения женской аудитории. Прочих тонкостей в межличностных отношениях авторы фильма нарочито избежали, если не считать легких трений между Дебби и ее главной помощницей и старинной партнершей Лу Миллер, которую сыграла Кейт Бланшетт. Не вызывают, к примеру, проблем и межпоколенческие отношения между старой гвардией и юными оторвами – карманницей Констанс (Аквафина) и хакершей Девяткой (Рианна), а худшее, что одна из героинь может сказать про другую, это «Она же курит!». Так что зритель лишился удовольствия насладиться тем, в чем женщины сильнее всего, и что едко, но явно со знанием дела суммировала в сериале «Вражда» (посвященном как раз этой теме) актриса Джоан Блонделл: «Невзирая на свободу, женщины, загнанные в угол, всегда будут делать одно: жрать себе подобных и ковыряться в зубах их костями». Но, то что позволяли себе братья Коэн в «Играх джентльменов», не позволил себе (остерегся) автор идеи и соавтор сценария (совместно с Оливией Милч) Гэри Росс в играх леди.

Oceans Eight 01«8 подруг Оушена»

И все же вот что бросается в глаза. Мало того, что начале фильма почти в точности повторяется выход из тюрьмы Дэнни в «11 друзьях Оушена», она ритуально начинает и заканчивает свою акцию с посещения колумбария, и при этом словно подмигивает зрителю, намекая, что нет тут никакого праха ее дорогого брата и учителя. Следовательно, в будущем можно ожидать реинкарнации Дэнни Оушена. Но, главное, даже аранжированная под дамский коллектив история не может обойтись без разнообразных сюжетных и идеологических реверсов к мужскому составу.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Цифровая — значит креативная

25.06.2010

Есть конкретный срок, в нашей стране он назначен: в 2015 году мы должны, согласно подписанным президентом конвенциям, просто-напросто отключить аналоговое вещание. Сейчас у нас работает более ста десяти кабельных каналов, вставляется телепанель в заднюю стеночку — и все в порядке. Во-первых, их количество еще увеличится: в «Акадо» стоит цифра «1000». В США есть системы, в которых действуют до 2000 каналов. А люди-то реально смотрят всего девять — из ста. Девять — из тысячи, или из пяти тысяч. На эту тему есть масса исследований.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Завершился 70-й Венецианский кинофестиваль

07.09.2013

7 сентября состоялась церемония закрытия юбилейного Венецианского международного кинофестиваля 2013 года. Главный приз основной конкурсной программы фестиваля, неожиданно для многих критиков, получил документальный фильм «Священная римская кольцевая» (Sacro GRA) итальянского режиссера Джанфранко Роси. По собственному признанию, Роси снимал картину около двух лет. Гран-при, был присужден тайваньцу Цай Минляну за фильм «Бездомные псы» (Jiaoyou / Stray Dogs. Другой вариант перевода названия этой картины в русскоязычной прессе – «Бездомные собаки»).