Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
На подмене. «Восемь подруг Оушена», режиссер Гэри Росс - Искусство кино

На подмене. «Восемь подруг Оушена», режиссер Гэри Росс

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Сегодня в российский прокат выходят «8 подруг Оушена» – криминальная спин-офф-комедия, спродюсcированная Джорджем Клуни и Стивеном Содербергом. В том, что прогрессивный феминистский тренд, похваченный этой картиной, не мог обойтись без внушительной поддержки традиционных мужских ценностей, убедилась Нина Цыркун.


Фильм-ограбление – старинный киножанр, родившийся в 1903 году с «Большим ограблением поезда». За десятилетия истории он, конечно, усложнился. Выкристаллизовалась железная формула: умный шеф придумывает гениальный дерзкий план, подбирает команду для выполнения конкретных технических задач. В кульминационный момент возникает проблема-нестыковка, она успешно разрешается, и в финале удачливые жулики пожинают сладкие плоды налета.

Предполагается, что ничего большего от фильмов этого жанра ждать не следует, достаточно следить за тем, как ребята делают свое дело, и получать удовольствие.

Бывают, конечно, исключения, например, «Убийцы леди» 1955 года британца Александра Маккендрика с соответствующим национальным колоритом – или ремейк братьев Коэн, вышедший у нас под названием «Игры джентльменов». Братья успешно пересадили заокеанский сюжет в американский ландшафт и в свое время, пройдясь по родным реалиям и выпукло обрисовав характеры, слегка вышли за пределы нынешней политкорректности.

Ремейк Гэри Росса трилогии про друзей Оушена «8 подруг Оушена» (кстати, если в данном случае под этой фамилией фигурирует женщина, вроде надо бы назвать картину «8 подруг Оушен»?) обходится практически голым костяком жанровой формулы, правда – в гламурной упаковке беззастенчивого продакт-плейсмента ювелирной фирмы Cartier. Ремейк традиционно мужского действия просто переводится в сферу действия идеологии MeToo; сейчас формируется целая линейка «трансгендера» – достаточно назвать только что вышедшую авантюрную комедию «За бортом» и ожидаемый «Повелитель мух» с девичьей командой.

«8 подруг Оушена», трейлер

При делегировании исходно мужских ролей женщинам в соответствии с требованиями уравнительного императива речь может идти только о формально-поверхностном примеривании базовых функций первых вторыми, без замашек на какой-то оригинальный поведенческий модус. И вот – бинго! – пресловутая женственность, ненавистная активисткам MeToo, как будто бы благополучно заглушается удачным симбиозом модной идеологии и жанрового канона. А чтобы не было скучно и пресновато, привлекается ослепительный блеск бриллиантов. Однако, выходя на завоевывание мужской территории, женский плейбэк не располагает собственным альтернативным арсеналом инструментов и техник. Так что вновь задействуются те же средства, которые входят в извечный патриархатный набор, образующий диспозицию мужского-женского, где мужчина – агент смотрения, а женщина – объект. И в качестве центра своей акции команда Дебби Оушен (Сандра Буллок) выбирает обольстительную актрису с пышной грудью Дафну Клюгер (Энн Хэтэуэй), украшенную легендарным колье, некогда принадлежавшем секс-богине Лиз Тейлор.

Кроме всего прочего, «8 подруг..» дублируют акт мести мужскому сообществу. Одна месть – экранная, подсюжетная (а может, на самом деле это и есть основная тема?), а вторая – экстрафильмическая, как жанровая ответка фильмам, где женщинам отводилась чисто вспомогательная роль, чисто «для красоты» и привлечения женской аудитории. Прочих тонкостей в межличностных отношениях авторы фильма нарочито избежали, если не считать легких трений между Дебби и ее главной помощницей и старинной партнершей Лу Миллер, которую сыграла Кейт Бланшетт. Не вызывают, к примеру, проблем и межпоколенческие отношения между старой гвардией и юными оторвами – карманницей Констанс (Аквафина) и хакершей Девяткой (Рианна), а худшее, что одна из героинь может сказать про другую, это «Она же курит!». Так что зритель лишился удовольствия насладиться тем, в чем женщины сильнее всего, и что едко, но явно со знанием дела суммировала в сериале «Вражда» (посвященном как раз этой теме) актриса Джоан Блонделл: «Невзирая на свободу, женщины, загнанные в угол, всегда будут делать одно: жрать себе подобных и ковыряться в зубах их костями». Но, то что позволяли себе братья Коэн в «Играх джентльменов», не позволил себе (остерегся) автор идеи и соавтор сценария (совместно с Оливией Милч) Гэри Росс в играх леди.

Oceans Eight 01«8 подруг Оушена»

И все же вот что бросается в глаза. Мало того, что начале фильма почти в точности повторяется выход из тюрьмы Дэнни в «11 друзьях Оушена», она ритуально начинает и заканчивает свою акцию с посещения колумбария, и при этом словно подмигивает зрителю, намекая, что нет тут никакого праха ее дорогого брата и учителя. Следовательно, в будущем можно ожидать реинкарнации Дэнни Оушена. Но, главное, даже аранжированная под дамский коллектив история не может обойтись без разнообразных сюжетных и идеологических реверсов к мужскому составу.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Телевизор – главный инструмент управления страной»

08.11.2012

Сохранение советского мировоззрения и мягкое принуждение граждан к непрерывным развлечениям, – таковы основные идеологические задачи, решаемые сегодня при помощи управления СМИ, считает культуролог Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино». Републикуем интервью, данное журналу «Нескучный сад».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

IX Beat Film Festival объявил сроки и часть программы

04.04.2018

Международный фестиваль документального кино о новой культуре Beat Film Festival пройдет в девятый раз с 31 мая по 10 июня. Открытие состоится 31 мая на «Стрелке» (Москва). В этом году Beat Film Festival продолжит линию кураторских программ, разработанных вместе с медиа, музеями и другими культурными институциями.