Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
На полпути к Луне - Искусство кино

На полпути к Луне

  • Блоги
  • Нина Цыркун

О американской комедии с Хью Лори и рождественским сюжетом, – Нина Цыркун.

Такие фильмы, как «Любовный переплет», можно, пожалуй, собрать в единый жанр, отпочковавшийся от традиционного американского рождественского кино, обозначив его по названию грустной комедии Джоди Фостер «Домой на праздники» (1995). В четвертый четверг ноября 84 миллиона американских семей усаживаются за стол с неизменной индейкой, и с этого дня начинается праздничный сезон, длящийся до Рождества и заканчивающийся Новым годом. В это время, как правило, все члены семьи съезжаются в родительский дом. Согласно драматургически выкристализованной формуле этих фильмов, взрослые дети (или, во всяком случае, кто-то один из них) с неохотой возвращаются под отеческий кров, предвкушая скучную обязаловку: выслушивать новости о неинтересных соседях, жалобы стариков на здоровье и, в свою очередь, отчитываться об успехах, которых, может, и нет. Где-то к середине фильма на экране уже становится тесновато от вывалившихся из шкафов скелетов. Но к финалу ситуация устаканивается, все начинают лучше понимать друг друга, взаимно прощать слабости и ошибки, а потом гости разъезжаются, чтобы вернуться к привычной жизни. В сущности, тут всегда, недолго покопавшись, найдешь корни старой доброй рождественской истории, которой предназначено нести свет и надежду в не очень справедливо устроенный мир. В фильме «Любовный переплет» эта формула достаточно прекраснодушного американского жанра была разрушена твердой рукой сценаристов Йена Хелфера и Джея Райсса, чью идея доверили для воплощения британцу Джулиану Фарино.

Фарино, с его опытом документалиста и, кажется, врожденным у его соотечественников вкусом к реалистичности, без всякого пиетета отнесся к благостной картине предрождественских праздничных хлопот, доведя ее до тонкой, но вполне внятной пародии. Достаточно вспомнить репетиции хора, с явно натужным весельем исполняющего рождественские гимны. Это пение с его бесконечными рефренами превращается в абсурдистский парафраз античного хора, сопровождающего перипетии трагедии – и этот намек более чем уместен, поскольку для руководительницы хора Пэйдж Уоллинг (Кэтрин Кинер) обстоятельства складываются самым грустным образом.

oranges-Oliver-Platt-as-Terry-Ostroff-Allison-Janney-as-Cathy-Ostroff

В фильме с самого начала все идет не по правилам. Вместо того, чтобы прежде всего познакомить нас с главной героиней Ниной Острофф (Лейтон Мистер), к которой, несмотря на неприятные, но извинительные черты, нам – в соответствии с требованием жанра – следует проникнуться симпатией, мы еще на титрах слышим голос ее школьной подружки Ванессы Уоллинг (Элия Шоукэт), рисующей Нину самыми черными красками. Впрочем, очень скоро выясняется, что речам подружки не очень-то следует доверять. Во-первых, она – в отличие от Нины – не из красавиц, и держит зуб на Нину за то, что та целовалась с их одноклассником, в которого Ванесса была втайне влюблена. Во-вторых, Ванесса, получив образование дизайнера, мечтала покорить Манхэттен, а вместо этого на несколько лет застряла в провинциальном Орандж-драйве и даже квартиру себе снять не сумела (что по американским меркам есть признак лузерства: взрослые дети должны жить отдельно), да и парня у нее нет. А у Нины все наоборот: живет, как стрекоза из известной басни, сразу после школы покинула родные пенаты, обреталась в Нью-Йорке, в университет не ходила, ничем особо не занималась и вот теперь замуж собирается. Словом, завистница готовит нас к тому, что вот приедет Нина домой на праздники и разрушит худо ли бедно, но налаженный быт двух соседских семейств.

oranges 2

И ведь так оно и случается! Не успев доесть пресловутую индейку, Нина захороводила ванессиного папу Дэвида. Дальнейшее развитие событий могло бы показаться, мягко говоря, не слишком аппетитным, не будь на роль Дэвида назначен еще один британец – Хью Лори. Он и его партнерша, разметав семейный очаг, не играют бурную страсть или роковое влечение. Да и можно ли было ожидать, чтобы «доктор Хаус» потерял голову! Лори и Мистер лишь будто с определенной дистанции обозначают ситуацию, провоцирующую дальнейшее (непредсказуемое) развитие событий.

oranges-4

В итоге можно, по-видимому, согласиться с сентенциями, которые изрекает простой американский китаец Генри Чарт, еще один наблюдатель и комментатор этой рождественской истории. В сущности, вся она укладывается в пространство между одной его восточной мудростью и другой. «Старая корова пасется на зеленой траве», – изрекает Генри, услышав новость о романе 24-летней Нины с мужчиной вдвое старше. А когда из-под болотной ряски выплескивается скопившееся там отчаяние, и жизнь открывает всем новые возможности, Генри одаривает зрителей еще одной китайской максимой, возвращающей к необычному, но вместе с тем обнадеживающему рождественскому хэппи-энду: «Иногда приходится сжечь свой дом, чтобы увидеть Луну».

oranges-end


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Трудная жизнь без цензуры

11.02.2012

Я восемнадцать лет являюсь главным редактором журнала, и не было ни одного текста, по поводу которого у меня  возникало бы сомнение: а можно ли это опубликовать? Не  будет ли опасности для «Искусство кино», для меня, для нашего министерства, спонсоров? Не было ощущения несвободы. Итак: цензура. Куда она подевалась?


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Объявлен шорт-лист конкурса на бесплатное обучение режиссуре в МШНК

27.09.2018

В августе Московская школа нового кино совместно с журналом «Искусство кино» объявили прием заявок на участие в творческом конкурсе, победитель которого будет получит грант – право бесплатного обучения режиссуре в МШНК. В настоящий момент образован шорт-лист, куда вошли фильмы следующих авторов: