Найди семь отличий. «Великолепная семерка», режиссер Антуан Фукуа
- Блоги
- Нина Цыркун
На традиционном Амфесте в Москве Нина Цыркун посетила российскую премьеру «Великолепной семерки» Антуана Фукуа, закрывавшей Венецианский кинофестиваль и открывавшей кинофестиваль в Торонто.
«Великолепная семерка» Антуана Фукуа продолжила сезон ремейков. Это второй после «Бен-Гура» «расстрельный» проект. В обоих случаях сравняться с оригиналами не просто трудно, а почти невозможно; оба оригинала стали легендарными. Герой новеллы Борхеса, одержимый мечтой написать «Дон-Кихота», пришел к выводу, что для этого ему нужно выучить испанский язык, стать католиком, воевать с маврами и турками, забыть всю историю после 1602 года и стать Мигелем де Сервантесом. Дело не в масштабах дарований; я вовсе не считаю, что Антуан Фукуа уступает в этом Джону Стерджесу, режиссеру «Великолепной семерки» 1960 года, ставшей культовой в Советской России и выдвинувшей в число кумиров Юла Бриннера и Стива МакКуина. Но чтобы сравняться с оригиналом, надо быть концептуально или художественно равноценным.
Фильм 1960 года был не особо выдающимся произведением искусства, но почти революционным с точки зрения замысла. Он сдвигал казавшийся нерушимым канон вестерна от гимна американскому индивидуализму в сторону коллективного действия и командного духа. И пусть потом Серджо Леоне с Клинтом Иствудом в «долларовой трилогии» восстановили канон, а тот же Иствуд окончательно, на мой взгляд, закрепил его в непревзойденном «Непрощенном», но Стерджес свою нишу в истории жанра уже занял.
Между тем, в титрах фильма Фукуа в качестве сценарного источника фигурирует не картина Стерджеса, а «Семь самураев» – шедевр самого «праотца» Акиры Куросавы. Планка таким образом поднимается еще выше, и вот уже, даже не заикаясь о сомасштабности режиссеров, Дензелу Вашингтону воленс-неволенс приходится соперничать не с Юлом Бриннером, а страшно сказать – с самим Тосиро Мифуне. Как говорил Аркадий Велюров из «Покровских ворот»: «Хотите по гамбургскому счету?»
«Великолепная семерка»
Но, видимо, для того, чтобы выбить из-под ног зрителя почву для сравнений актеров и персонажей, имена последних изменены (ясное дело, не на японские). Впрочем, в задачу создателей новой версии входило некое обновление, модернизация по сюжетной акцентировке. Было сделано все, что возможно. Главное и вполне предсказуемое – это, конечно, замещение трусливых мексиканских крестьян, обратившихся за помощью к большим белым братьям, белым сообществом городка Роуз Крик, что снимает устаревшую и неполиткорректную тему патернализма в отношении латиноамериканцев.
«Великолепная семерка», русский трейлер
В самой семерке усилено этническое разнообразие: там был один парнишка-мексиканец, здесь появляются дети и других народов. Место Криса, сыгранного Юлом Бриннером, занял Сэм в исполнении Дензела Вашингтона. Сэм – охотник за головами, и, по словам режиссера, тут они не погрешили против исторической правды: жизнь на Диком Западе, особенно после Гражданской войны, была чрезвычайно разнообразна и пестра, а кино по известным причинам представляло ее монохромной. Между тем попытка переписать киномифологию с помощью чернокожего героя полтора десятка лет назад (осуществленная с минимальным успехом) уже предпринималась Барри Зонненфелдом в ретро-футуристическом комиксе «Дикий, дикий Вест» с Уиллом Смитом в роли суперагента. Таким образом особой дерзости Фукуа не проявил и тут. Цвет кожи никак не отыгрался в сюжете, но Сэм потерял черты обаяния Криса: летящую походку, лысый череп, лаконичные комментарии, зато приобрел склонность к назидательным сентенциям, никак не вписывающимся в традиции вестерна.
Что касается других, то Билл (Ли Бён-хон) как «метатель ножей» предъявил стереотипный образ азиата; мексиканец (Мануэль Гарсиа Рулфо) не проявил себя ничем, а «хороший» индеец Красный Урожай (Мартин Сенсмайер) в боевой раскраске нужен лишь для формального противопоставления «плохому» индейцу в банде Бартоломью Боуга (Питер Сарсгорд).
«Великолепная семерка»
У Стерджеса команда была сильна яркими индвидуальностями. Когда начался отсчет погибших, каждого из них было жалко. У Фукуа все они прописаны довольно бледно, оттого и сожалений горьких нет. Запоминаются разве что умудренный жизнью чудаковатый следопыт (Винсент Д’Онофрио) с его прибаутками и невротик Стрелок, обремененный поствоенным синдромом, – его в рамках своего амплуа излишне старательно изображает Итан Хоук.
Еще одно новшество в старом сюжете – Эмма, блондинка с глубоким декольте (Хейли Беннет). В отличие от спасовавших мужчин городка, она первой решается обратиться за помощью, чтобы сразиться с людьми Боуга. Но отважных – и гораздо более колоритных – дев, по обе стороны закона, в вестернах не перечесть. Так что и Эмме тоже не войти в анналы жанра.
И все же один свежий и очень остроумный мотив, введенный сценаристами Ричардом Уэнком и Ником Пиццолатто, я бы отметила. Чтобы не спойлить, советую лишь обратить внимание на то, что злодей Боуг, взорвавший в начале фильма церковь в Роуз Крик, делает в финале. Ни за что не догадаетесь.