Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Не пианистка - Искусство кино

Не пианистка

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

Зара Абдуллаева о фильме Катрин Брейя «Злоупотребление слабостью» (Abus de faiblesse, 2013) с Изабель Юппер в главной роли.


Катрин Брейя, некогда радикалка, интеллектуалка, эпатирующая буржуазную публику тем (всем), что теперь эта публика с удовольствием потребляет, сняла фильм в легком жанре. Если б не Юппер, о «Злоупотреблении слабостью» можно было бы умолчать. Хотя нет. Оправившись после инсульта, Катрин Брейя плюнула на «серьезную» или модную проблематику, хотя, возможно, замышляла представить свой болезненный опыт в ином свете. Однако воспринимается он с комическим эффектом из-за того, как играет роль Мод, режиссера, оправляющегося после инсульта Юппер. Вместо ожидаемой «автобиографической драмы» получился бурлескный бенефис Изабель, играющей здесь не столько режиссера, сколько, в сущности, актрису, утверждающую сама себя на роль соблазнительницы, будучи при этом калекой. Ее Мод не совсем восстановилась: одна рука осталась парализованной – о, как она этим бравирует; да и ногу приволакивает. Но с какой элегантностью. И в каких ботиночках! Она их заказала, нарисовав каблук, заклепки, прямо на наших глазах. И выглядит Юппер отменно – лучше, чем в фильмах, где ее героини от инсультов не пострадали. Смотришь на экран и задаешься вопросом: сделала она пластику или ее лицо филировали лучшие французские мастера этого дела?

Так или иначе, однажды ночью Мод смотрела телек и увидела интервью с крупным мошенником, отсидевшим срок в тюрьме. Ей он понравился. Как мужчина. Брейя и после инсульта помнит, как это мужское и женское важно. Короче, звонит Мод своему ассистенту посреди ночи, чтобы объявить: она будет снимать этого красавца, мерзавца этцетера. Они знакомятся. Мошенник (Куль Шен) ведет себя нагло, брутально. Но так поначалу. А Юппер ведет свою роль со столь строгой игривостью, что он попадается. Она, правда, выписывает ему чеки на оглушающие суммы, но в эти дебри идиотической фабулы я вдаваться не буду.


«Злоупотребление слабостью», трейлер

Тоненькая лукавая Юппер в изумительных нарядах – черненьких, цветных, или возлежащая на эксцентрично подобранном (в цвете) постельном белье – выглядит бесподобно. Но еще бесподобнее она тешит себя и своего партнера своим изуродованным наполовину телом, развлекая публику походочкой, улыбочкой, сонливым голосом (когда говорит с «артистом» по телефону), затаенной радостью, что этот сексапильный болван в нее таки влюбился.

Сыграв свою лучшую роль извращенной анархистки в «Пианистке», Юппер пленила ледяной отстраненностью и романтической эксцентричностью. Тогда она действовала «по ту сторону удовольствий», следуя феминистской озабоченности Елинек, автора романа, по которому Ханеке снял фильм. Теперь – по эту сторону удовольствий. Причем с той же академической предвзятостью, утепленной не всегда очевидной женственностью, подчеркнутой здесь телесной ущербностью.

«Я не сексуальная, наверное, я интеллектуалка», – говорила ее героиня по имени Изабель в «Любителе» Хартли, бывшая монашенка, пишущая порнорассказы. В фильме Брейя Юппер сексуальная. Интеллектуалку как ветром после инсульта сдуло. Зато ума у ее героини не убавилось.

Когда-то – то был оммаж ее сорокалетию – «Кайе дю синема» опубликовал беседы Юппер с умниками всех мастей и областей. В одной из таких бесед она сказала: «Сила игры связана не с тем, что вы идентифицируете себя с героиней, а с тем, что играете со своим телом, как с чужим… Мне нравится идея, что актриса может быть одновременно и субъектом и объектом, что она может желать и соблазнять, искушать одновременно… Я активно создаю свой отсутствующий образ. Без этого мое присутствие было бы невозможно».

abus-de-faiblesse-1
«Злоупотребление слабостью»

Брейя подарила ей сюжетный кунштюк, сделав часть тела героини чужим в буквальном смысле слова. Оказавшись в такой выигрышной для себя ситуации, Юппер не надо было это «чужое» изобретать, чтобы пудрить мозги субъектно-объектными отношениями со своими персонажами. Обворожительный результат случился по такой надуманной (по роли) причине. Чужая сторона свободного гибкого тела сделала облик и образ Юппер заманчивее некуда.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Творцам предлагается «лечь на сохранение»

01.12.2015

Попытка министра культуры Мединского постулировать взаимоотношения художника и государства требует пояснений. Даниил ДОНДУРЕЙ — специально для «Новой».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

На IV-м ЗМКФ победили «Диалоги» Ирины Волковой

03.06.2014

2 июня в Чите завершился Четвертый Забайкальский международный кинофестиваль. На торжественной церемонии закрытия были вручены следующие призы. Лучшим фильмом IV ЗМКФ признана российская драма «Диалоги» режиссера Ирины Волковой. Приз за лучшую мужскую роль был вручен Максиму Суханову («Роль»), за лучшую женскую роль – Жюльетт Бинош («Камилла Клодель, 1915»). Приз за лучший сценарий получили южнокорейцы Хван Чжо Юн и Чанг-мин Чо («Маскарад»). Лучший режиссер – Мишель Гондри («Пена дней»). Специальный приз жюри – операторская  работа Сергея Мачильского в фильме «Зеркала». Эта же картина Марины Мигуновой получила и приз зрительских симпатий.