Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Не пианистка - Искусство кино

Не пианистка

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

Зара Абдуллаева о фильме Катрин Брейя «Злоупотребление слабостью» (Abus de faiblesse, 2013) с Изабель Юппер в главной роли.


Катрин Брейя, некогда радикалка, интеллектуалка, эпатирующая буржуазную публику тем (всем), что теперь эта публика с удовольствием потребляет, сняла фильм в легком жанре. Если б не Юппер, о «Злоупотреблении слабостью» можно было бы умолчать. Хотя нет. Оправившись после инсульта, Катрин Брейя плюнула на «серьезную» или модную проблематику, хотя, возможно, замышляла представить свой болезненный опыт в ином свете. Однако воспринимается он с комическим эффектом из-за того, как играет роль Мод, режиссера, оправляющегося после инсульта Юппер. Вместо ожидаемой «автобиографической драмы» получился бурлескный бенефис Изабель, играющей здесь не столько режиссера, сколько, в сущности, актрису, утверждающую сама себя на роль соблазнительницы, будучи при этом калекой. Ее Мод не совсем восстановилась: одна рука осталась парализованной – о, как она этим бравирует; да и ногу приволакивает. Но с какой элегантностью. И в каких ботиночках! Она их заказала, нарисовав каблук, заклепки, прямо на наших глазах. И выглядит Юппер отменно – лучше, чем в фильмах, где ее героини от инсультов не пострадали. Смотришь на экран и задаешься вопросом: сделала она пластику или ее лицо филировали лучшие французские мастера этого дела?

Так или иначе, однажды ночью Мод смотрела телек и увидела интервью с крупным мошенником, отсидевшим срок в тюрьме. Ей он понравился. Как мужчина. Брейя и после инсульта помнит, как это мужское и женское важно. Короче, звонит Мод своему ассистенту посреди ночи, чтобы объявить: она будет снимать этого красавца, мерзавца этцетера. Они знакомятся. Мошенник (Куль Шен) ведет себя нагло, брутально. Но так поначалу. А Юппер ведет свою роль со столь строгой игривостью, что он попадается. Она, правда, выписывает ему чеки на оглушающие суммы, но в эти дебри идиотической фабулы я вдаваться не буду.


«Злоупотребление слабостью», трейлер

Тоненькая лукавая Юппер в изумительных нарядах – черненьких, цветных, или возлежащая на эксцентрично подобранном (в цвете) постельном белье – выглядит бесподобно. Но еще бесподобнее она тешит себя и своего партнера своим изуродованным наполовину телом, развлекая публику походочкой, улыбочкой, сонливым голосом (когда говорит с «артистом» по телефону), затаенной радостью, что этот сексапильный болван в нее таки влюбился.

Сыграв свою лучшую роль извращенной анархистки в «Пианистке», Юппер пленила ледяной отстраненностью и романтической эксцентричностью. Тогда она действовала «по ту сторону удовольствий», следуя феминистской озабоченности Елинек, автора романа, по которому Ханеке снял фильм. Теперь – по эту сторону удовольствий. Причем с той же академической предвзятостью, утепленной не всегда очевидной женственностью, подчеркнутой здесь телесной ущербностью.

«Я не сексуальная, наверное, я интеллектуалка», – говорила ее героиня по имени Изабель в «Любителе» Хартли, бывшая монашенка, пишущая порнорассказы. В фильме Брейя Юппер сексуальная. Интеллектуалку как ветром после инсульта сдуло. Зато ума у ее героини не убавилось.

Когда-то – то был оммаж ее сорокалетию – «Кайе дю синема» опубликовал беседы Юппер с умниками всех мастей и областей. В одной из таких бесед она сказала: «Сила игры связана не с тем, что вы идентифицируете себя с героиней, а с тем, что играете со своим телом, как с чужим… Мне нравится идея, что актриса может быть одновременно и субъектом и объектом, что она может желать и соблазнять, искушать одновременно… Я активно создаю свой отсутствующий образ. Без этого мое присутствие было бы невозможно».

abus-de-faiblesse-1
«Злоупотребление слабостью»

Брейя подарила ей сюжетный кунштюк, сделав часть тела героини чужим в буквальном смысле слова. Оказавшись в такой выигрышной для себя ситуации, Юппер не надо было это «чужое» изобретать, чтобы пудрить мозги субъектно-объектными отношениями со своими персонажами. Обворожительный результат случился по такой надуманной (по роли) причине. Чужая сторона свободного гибкого тела сделала облик и образ Юппер заманчивее некуда.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Уметь читать азбуку Морзе российской культуры. О новой идеологической доктрине Владимира Путина

08.02.2013

Начав с методологического вступления по теме президентского Послания 2012 года, социолог и искусствовед Даниил Дондурей поспорил с редакторами Gefter.ru о риторике Владимира Путина. Разговор — о будущем, спор — о концептах, заметки — о новациях президента в его последних речах.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

10 февраля выходит новый номер «Искусства кино»

03.02.2018

С 2018 года мы начинаем выпускать новую версию журнала «Искусство кино». Теперь журнал обретет новый дизайн и будет выходить шесть раз в год вместо двенадцати.