Броманс о влюбленных

  • Блоги
  • Нина Цыркун
Как много всякого хлама хранится на чердаке памяти, куда, бывает, заглядываешь в канун Нового года, чтобы, скрепя сердце, расстаться с ненужным старьем. А оно, глядь, и сгодилось. Вот, например, цитата из стихотворения советской поэтессы Риммы Козаковой: «О чем говорят мужчины, оставшись наедине? О женщинах, женах чьих-то, а может быть, о войне?..» Стишок актуализировался благодаря названию очередного (четвертого) фильма от «Квартета И» и его режиссера Дмитрия Дьяченко, из уже, можно сказать, франшизы, начатой «Днем радио». Он называется «О чем еще говорят мужчины», причем это первый фильм, который не сошел с театральных подмостков, а специально был рожден как таковой. Так вот, у Риммы Козаковой к концу произведения выяснялось, что на самом деле не о чем таком тестостероново-адреналиновом мужчины между собой не рассуждают, а говорят «про дело, суровое как кирза».
Прошли, как говорится, годы. И что же сталось с тем делом? Из фильма в фильм отвечает на этот вопрос «Квартет И» (Леонид Барац, Ростислав Хаит, Камиль Ларин, Александр Демидов), промоутеры того направления в жизни и искусстве, что известно под термином «броманс», который используется для обозначения специфически дружеских отношений между мужчинами повышенной эмоциональности, воспитанными деловыми эмансипированными мамашами и предпочитающими общество себе подобных. Так вот, если суммировать этот ответ строго касательно дела, то оно приобрело эпитет «как бы» - в виде «Как бы радио», которое одно на наших глазах и функционирует. То есть, «дело» превратилось в иллюзорную величину, симуляцию, о которой и толковать-то бессмысленно. Впрочем, на этот раз материальное воплощение деятельности в фильме присутствует в качестве шикарного офиса с видом на церетелевского Петра, который (офис, а не Петр) принадлежит одному из друзей, очкарику Саше (Александр Демидов). Там и происходит действие. Саша, что называется, состоялся, чего нельзя сказать о других; вдруг нечаянно соображаешь, что ты все время зарабатываешь одни и те же деньги (ну, с учетом инфляции, конечно), стало быть, крутишься как белка в колесе, и соскочить с этого колеса некуда.
Между тем у «состоявшегося» как раз и возникает проблема, которая мешает благополучно встретить Новый год. Хабалка Анджелка (Екатерина Вилкова) буквально наехала на своем джипе на его тачку, и теперь пара охранников караулит у входа в офис, пока появится ее крутой муж и «наедет» фигурально, но серьезно. У охранников, кстати, жизнь тоже не сложилась: у одного была «пятерка» по физике и он здорово считает в уме, а у другого – по русскому, и его заботят проблемы орфоэпии, а вот приходится обоим мерзнуть под чужими окнами, решая чужие проблемы. Крутой же анджелкин муж, этот Годо сюжетной интриги, оказывается несчастным подкаблучником. Еще выясняется, что и ожидаемый «наезд» - всего лишь один из острых эпизодов в жизни Саши, который этой жизни боится, так что практически не живет, а пережидает жизнь. А потому, расставшись с любимой, кладет мобильник дисплеем вниз, чтобы не столкнуться с неприятным известием или, по крайней мере, оттянуть его получение.
Коротая время в ожидании развязки, мужчины говорят о женщинах – больше не о чем. Перебирают варианты: как расстаться с любовницей, как расстаться с женой, как любить девушку, которая вдвое моложе и не знает, кто такие «Пинк Флойд». Их решения комментируют два авторитета, выполняющие роль супер-эго российского мужика в период кризиса сорокалетних – Лев Толстой и Зигмунд Фрейд, заставляющие его метаться между соображениями морали и драйвами либидо. Правда и эти двое в свою очередь оказываются посрамленными, так что ориентироваться не на кого, кроме как на Алексея Кортнева, провозгласившего по-довлатовски мудро «политическое кредо»: «воткнуть и накатить».
На фоне традиционных новогодних «Елок» «Мужчины» - это комедия скорее в духе Вуди Аллена, а точнее – та самая отечественная «грустная комедия», которая вроде давно сошла с дистанции. Ясное дело, это еще не Данелия периода расцвета; шутки иной раз потертые, некоторые ходы топорные, игра (в основном у Алексея Макарова в роли кореша, призванного разрулить ситуацию) жирновата. Но все равно: это грустная комедия вернулась под карнавальной маской, за которой просматривается ее узнаваемое лицо.
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Телевизор – главный инструмент управления страной»

08.11.2012

Сохранение советского мировоззрения и мягкое принуждение граждан к непрерывным развлечениям, – таковы основные идеологические задачи, решаемые сегодня при помощи управления СМИ, считает культуролог Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино». Републикуем интервью, данное журналу «Нескучный сад».

Новости

Американская Киноакадемия распределила «Оскаров»

25.02.2013

В Лос-Анджелесе прошла 85-я церемония вручения премии «Оскар». Американская академия киноискусств провела ее в театре Dolby центра Hollywood & Highland.