Ордалия
- Блоги
- Нина Цыркун
Журнал Time поставил Роберта Редфорда первым в десятке лучших актеров года; кинокритики Нью-Йорка тоже признали его лучшим. О героическом бенефисе 77-летнего актера в драме «Не угаснет надежда» – Нина Цыркун.
«Не угаснет надежда» (в оригинале All is Lost, или «Все Потеряно») – это, конечно, бенефис Редфорда, авто-оммаж. А если говорить о жанре, то это фильм-ордалия, испытание водой на выживание, в архаичных практиках – обращение к Божьей воле, признававшей за человеком безоговорочную вину либо удостоверявшей его невиновность. (Хотя даже одни и те же народы в разные времена по-разному толковали исход мероприятия – в пользу выжившего или наоборот).
Так или иначе, сражение с водной стихией человека, не имеющего в фильме Джея Си Чэндора имени собственного (в титрах значится: Наш Человек, оба слова с большой буквы), кристаллизуется в притчу и в аллегорический образ любого, утратившего путь во тьме долины жизни.
«Не угаснет надежда»
Есть большой соблазн назвать рецензию «Старик и море» – тому соответствует и возраст персонажа, и то, что, как и в повести Хемингуэя, гигантские рыбы появляются и здесь – целый хоровод акул, почуявших легкую добычу. Сравнений, связей вообще напрашивается много – взять хотя бы близко родственную «Жизнь Пи» (которой начинался минувший прокатный год в России) с его доминантой режима выживания. Но, в отличие от драмы Энга Ли, «Не угаснет надежда» – не фильм-аттракцион, а снятое в традиционном формате и почти без искусственного эрзац-наполнения чистое кино с минимальной компьютерной обработкой в основном только фонов, будто делали его еще в «мануфактурную» эпоху. Если бы не номинация на премию Актерской гильдии «за выдающуюся работу ансамбля дублеров», можно было бы подумать, что Редфорд вообще снимался без них. Как бы то ни было, это сам 77-летний ветеран стоял у руля Virginia Jean, когда волна сбивала с ног, взбирался на многометровую мачту, нырял в пучину и плыл за яхтой, уцепившись за канат.
«Не угаснет надежда», трейлер
Нелишне вспомнить, что Чэндор дебютировал фильмом «Маржинальная торговля» – своеобразной анатомией того, как образуются и лопаются пузыри, приведшие к мировому финансовому кризису. В том фильме очень много говорили, запутывая зрителя сетями банковского слэнга. В новом фильме Чэндора (а он в обоих случаях еще и автор сценария) слов почти нет – разве что звучит текст прощального письма родным, который старик отправляет по волнам безнадежно безбрежного Индийского океана. Опять же, в отличие от повести Хемингуэя, эта история вписана в контекст не только сегодняшнего кино, но заодно и вообще большой жизни. Яхту, на которой плывет одинокий старик, таранит свалившийся с грузовой платформы дрейфующий железный контейнер с каким-то трэшем – вспомним, что именно мусор, осколки отслужившего спутника разрушили околоземную станцию в фильме «Гравитация» Альфонсо Куарона. Затерянной в безвоздушном пространстве героине Сандры Буллок и терпящему бедствие в океане герою Роберта Редфорда удается поймать по радиосвязи только отголоски непонятной китайской речи. А когда тонущий в океане Наш Человек подает сигналы бедствия, мимо него, не замечая, проплывает сухогруз компании Maersk – той, судно которой взяли на абордаж сомалийские пираты в картине «Капитан Филлипс» Пола Гринграсса, снятой по следам реальных событий.
«Не угаснет надежда»
Все три фильма – о выживании в небесах и на водах, когда привычные гаджеты и девайсы выходят из строя или становятся бесполезными, и человек остается один на один со стихией, где единственным средством спасения становится его человечность. В фильме Чэндора нет кадров, где актеру пришлось бы «давать переживание»: камера не вглядывается в его глаза, и мы ничего не узнаем о его прежней жизни, создавая свой «портрет героя» по ненавязчивым деталям. Старый яхтсмен мог есть консервы прямо из банки, когда опасность еще только брезжила, но когда она сделалась неотступной, он выкладывает в тарелку подогретой на плитке еду, чтобы аккуратно съесть ее с помощью ножа и вилки, и тщательно бреется перед зеркалом, стоя по грудь в прибывающей воде. Свое письмо в большой мир, звучащее в самом начале, он заканчивает словами «Все кончено» (All is lost) – так называется в оригинале фильм, который у нас вышел под названием «Не угаснет надежда». До конца выполнив свой человеческий долг, Наш Человек достойно принимает овладевшее им отчаяние, а невероятный по силе финал – прощен он или нет равнодушной стихией – зритель может толковать по-своему.