Память, молчи!
- Блоги
- Зара Абдуллаева
Режиссерский путь Дэнни Бойла столь же динамичен, заряжен эффектами, как и его последний фильм. «Транс» – психологический триллер и оглушительный боевик – годен к восприятию точно по анекдоту: «смотреть нравится, а так – нет», утверждает Зара Абдуллаева.
Лихость (монтажа, обольстительных трюков, любовных и фабульных) искупает вполне математическую рассчисленность жанрового коктейля и подкупает зрителя адреналиновым ритмом. Заезженный сюжет – кража картины с аукциона – наживка, которая нужна Бойлу для параллельных, галлюционогенных игр. Поразив в конце 90-х мощным и чувствительным фильмом «На игле» (Trainspotting), Бойл остался верен своей страсти к гипнотическому напряжению, а также темпу presto. «Болливудская» сказка сказок «Миллионер из трущоб» отхватила в 2009-м восемь «Оскаров», узаконив выбор режиссера на постановку открытия лондонской Олимпиады.
«На игле»
Свою спортивную волю оскароносный (или олимпийский) рекордсмен Бойл направляет в «Трансе» на бесконечные манипуляции. Он легко втягивает в игры разума/подсознания, заставляя мчаться по американским горкам надутого, как воздушный шар, сюжета.
Саймон (Джеймс Макэвой), работник аукционного дома, получает по башке, когда пытается спрятать картину Гойи «Ведьмы в воздухе», за которой охотятся налетчики. Героический молодой человек (а на самом деле один из участников банды) с широко открытыми голубыми глазами оправляется в больнице, но теряет память. Главарь налетчиков Фрэнк (Венсан Кассель) не намерен смиряться с амнезией подельника, обязанного вспомнить, где спрятано бесценное полотно.
«Транс»
«Всем известно, что амнезия – это х…ня» – умозаключает один из грабителей-шестерок. Герой невозмутимого Касселя с этим мнением не соглашается. Но поскольку с помощью пыток память можно только отбить, а не оживить, Фрэнк решает воспользоваться гипнозом. Тут начинается самое залихватское, надуманное, обольстительное приключение агентов «Транса». Выбранная Саймоном вроде бы случайно, по фотографии, гипнотизерша Элизабет (Розарио Доусон), является по всем статьям – по стати своей топ-, секс-моделью. Не терапевт, а прямо-таки мечта становится главной ведьмой, обладать которой парням-грабителям хочется не меньше, чем шедевром Гойи. Она же интересуется только «Ведьмами в воздухе», поэтому удовлетворяет мужские желания во имя собственной цели. Таковы неизбежные хлопоты или издержки трудной работы.
«Транс»
Погружение Саймона в сон (разума) рождает не только, как водится, здешних чудовищ – комичных, красивых, бьющихся, как титаны. Это погружение рождает тот драйв, ради которого и был, наверное, задуман «Транс», чьи герои надувают, соблазняют друга друга или друг другу угрожают, хотя все это абсолютно неважно. Им самим и завороженной публике.
«Транс»
Движение – все, конечная цель – ничто. Эта перманентная революция Бойла, озвученная подземными электронными разрядами группы Underworld, имитируют бойкое (визуально, ритмически) и эффектное кино, заразительность которого испаряется ровно в тот момент, когда гаснет экран.