Память, молчи!

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

Режиссерский путь Дэнни Бойла столь же динамичен, заряжен эффектами, как и его последний фильм. «Транс» – психологический триллер и оглушительный боевик – годен к восприятию точно по анекдоту: «смотреть нравится, а так – нет», утверждает Зара Абдуллаева.


Лихость (монтажа, обольстительных трюков, любовных и фабульных) искупает вполне математическую рассчисленность жанрового коктейля и подкупает зрителя адреналиновым ритмом. Заезженный сюжет – кража картины с аукциона – наживка, которая нужна Бойлу для параллельных, галлюционогенных игр. Поразив в конце 90-х мощным и чувствительным фильмом «На игле» (Trainspotting), Бойл остался верен своей страсти к гипнотическому напряжению, а также темпу presto. «Болливудская» сказка сказок «Миллионер из трущоб» отхватила в 2009-м восемь «Оскаров», узаконив выбор режиссера на постановку открытия лондонской Олимпиады.

trainspotting 2505786b
«На игле»

Свою спортивную волю оскароносный (или олимпийский) рекордсмен Бойл направляет в «Трансе» на бесконечные манипуляции. Он легко втягивает в игры разума/подсознания, заставляя мчаться по американским горкам надутого, как воздушный шар, сюжета.

Саймон (Джеймс Макэвой), работник аукционного дома, получает по башке, когда пытается спрятать картину Гойи «Ведьмы в воздухе», за которой охотятся налетчики. Героический молодой человек (а на самом деле один из участников банды) с широко открытыми голубыми глазами оправляется в больнице, но теряет память. Главарь налетчиков Фрэнк (Венсан Кассель) не намерен смиряться с амнезией подельника, обязанного вспомнить, где спрятано бесценное полотно.

Trance-James-McAvoy-1-600x399«Транс»

«Всем известно, что амнезия – это х…ня» – умозаключает один из грабителей-шестерок. Герой невозмутимого Касселя с этим мнением не соглашается. Но поскольку с помощью пыток память можно только отбить, а не оживить, Фрэнк решает воспользоваться гипнозом. Тут начинается самое залихватское, надуманное, обольстительное приключение агентов «Транса». Выбранная Саймоном вроде бы случайно, по фотографии, гипнотизерша Элизабет (Розарио Доусон), является по всем статьям – по стати своей топ-, секс-моделью. Не терапевт, а прямо-таки мечта становится главной ведьмой, обладать которой парням-грабителям хочется не меньше, чем шедевром Гойи. Она же интересуется только «Ведьмами в воздухе», поэтому удовлетворяет мужские желания во имя собственной цели. Таковы неизбежные хлопоты или издержки трудной работы.

Trance-James-McAvoy-600x251
«Транс»

Погружение Саймона в сон (разума) рождает не только, как водится, здешних чудовищ – комичных, красивых, бьющихся, как титаны. Это погружение рождает тот драйв, ради которого и был, наверное, задуман «Транс», чьи герои надувают, соблазняют друга друга или друг другу угрожают, хотя все это абсолютно неважно. Им самим и завороженной публике.

Trance-movie-image-600x250
«Транс»

Движение – все, конечная цель – ничто. Эта перманентная революция Бойла, озвученная подземными электронными разрядами группы Underworld, имитируют бойкое (визуально, ритмически) и эффектное кино, заразительность которого испаряется ровно в тот момент, когда гаснет экран.

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Основные потребители кино в России — девочки 12-17 лет»

10.02.2014

Государство в лице Министерства культуры регулярно призывает кинематографистов снимать кино духоподъёмное, патриотическое, идеологически выдержанное. Российский кинобизнес в ответ на этот призыв выдал «на-гора» пару фильмов о спорте, на подходе — фильмы и сериалы о Первой и Второй мировых войнах. А за какое кино готов «голосовать» зритель своим кошельком? Об этом рассуждает главный редактор журнала «Искусство кино», культуролог Даниил Дондурей в интервью газете «Аргументы и факты».

Новости

Фонд Хуберта Балса вновь начнет работать в России

14.07.2017

Авторитетный фонд Хуберта Балса создан при Роттердамском международном кинофестивале и поддерживает авторское кино по всему миру. С этого года – после долгого перерыва — он вновь открыт для режисcеров из России.