Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Зайдль. Платформа - Искусство кино

Зайдль. Платформа

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

На ММКФ в программе «Восемь с половиной фильмов» был показан первый фильм из трилогии выдающегося австрийского режиссера Ульриха Зайдля. Мы публикуем фрагмент рецензии Зары Абдуллаевой на его «Рай. Любовь». Полностью текст будет напечатан в шестом номере «Искусства кино».

В 2005-м году, когда Ульрих Зайдль был членом жюри ММКФ, мы с Лешей Медведевым отправились с ним побеседовать. У Зайдля не было времени: он много гулял по Москве, много пил и смотрел фильмы. Тем не менее, у нас вышел долгий разговор, растянувшийся на две встречи. Зайдль рассказал, что собирается снять фильм или даже несколько фильмов, посвященных туризму. Эта тема казалась ему мало разработанной, а «туризм — это машина, влияющая на весь мир, на всех людей, на их поведение». Я поинтересовалась, снимет ли он фильм о секс-туризме? Он закивал, воодушевился, признался, что хотел бы снять три фильма: первый посвященный секс-туризму в странах третьего мира. Второй — массовому туризму. Третий — об альпийских туристах, среди которых, возможно, окажутся и русские. Когда же я спросила, как соотнесется первая часть его трилогии с «Платформой» Уэльбека, он предложил повидаться еще раз.

Прошло семь лет. Зайдль снял (кроме «Импорта-экспорта») другой триптих. Его первая часть «Рай. Любовь» про секс-туризм.

Перед самым финалом мой сосед в зале и коллега сказал: «Один за весь фильм хороший кадр». Этот действительно очень эффектный кадр не случайно единственный. В нем камера фиксирует противоположное — одновременное движение главной героини, сыгранной выдающейся Маргарет Тизер, и чернокожей массовки. По кенийскому берегу у самой водички она хромает, издеваясь над своими ногами, с трудом переносящими вес ее тела, в одну сторону. А в другую сторону несется череда невесомых упругих кенийцев, они же гимнасты, исполняющие на арене этого пляжа (или в воображении Терезы) сальто.

После просмотра другая коллега с удивлением заметила: «Какой сексизм, какой расизм…».

Эти замечания задевают существо взгляда Зайдля на «Рай» и вызывают ощущение недостачи его фильма, а, возможно, недоумения. Так или иначе, но австрийский режиссер, близкий к гениальности в ранних фильмах, снял что-то для себя необычное. Хладнокровное, злое. Фильм-наблюдение без прозрения, а также трепета или сочувствия к персонажам. К телесной ущербности одних, если снимает не молодых толстых австрийских теток, отправившихся в Кению насладиться пляжными мальчиками за некругленькую сумму. К бедности настырных местных парней, когда они впаривают нехитрый товар белым женщинам и вымогают у них деньги уже за другие услуги.

Смущает незамысловатый расклад персонажей, отсутствие нюансов, жестокого лиризма, полюбившихся при всем неуюте в «Животной любви», «Собачьей жаре». Но так видится только на первый взгляд.

В «Рае» тревожит продуманный ритм повторов, нагоняющий на иных зрителей тоску, а то и скуку, но ритм концептуальный; восхищают геометрические — конструктивистские мизансцены, свидетельствующие об иной поэтике, оптике Зайдля. И, конечно, о концепции. Совершенно беспощадной. Поэтому и отношения белых с черными здесь — в отличие, скажем, от фильма Лорана Канте «На юг» — столь непрезентабельны. А замашки секс-туристок гротескны, как в долгой сцене, когда товарки Терезы приводят ей в гостиничный номер подарок на день рождения: стриптизера со словами «он весь твой от головы до…».

Снимая эмблематичный кадр с трусящей по пляжу тяжеловесной героиней и воздушными гимнастами, Зайдль демонстрирует: «вместе им не сойтись». Получился фильм не о секс-туризме, но про одиночество, душевную драму стареющей тетеньки, которую дочь не поздравила с днем рождения и вообще не отвечает на звонки из далекой от Австрии Кении. Эта дочка станет героиней последней части трилогии. Ее Зайдль тоже отправит в «рай» — лагерь для похудания.

Рефрен реплики (в фильмах Киры Муратовой) «никто никого не любит» всплывает в памяти как роковая усмешка и здесь.

В «Рае» Зайдля нет раскаленных страстью (даже за деньги) или на солнце тел. И свет кажется потускневшим, как кожа ожиревших теток. Хотя Зайдль снимает план обнаженной Терезы на койке (за пологом от мошкары) в каморке одного из чернокожих проходимцев почти как «Данаю».

Да, Зайдль не ведает — в отличие от своей нециничной героини, поскольку она бедняжка-бедолага, а не здравомыслящая постаревшая богачка, как Рэмплинг в фильме Канте, — никаких обольщений. Ни по поводу бедных черных, ни по поводу белых с хоть какими-то деньгами. Но позволяет взбунтоваться чистосердечной австрийской простушке, работающей в доме для инвалидов (пролог фильма), а дома страдающей от равнодушия дочки, склонной к ожирению.

Убитая, не согласная с тем, что кенийские мальчики ее не любят, а только деньги взимают, униженная Тереза созревает для роли «госпожи». Оскорбляет своим желанием-понуканием приличного гостиничного бармена (у него свои культурные стереотипы), а не продувных пляжных мародеров. И остается не отмщенной.

К «Платформе» Уэльбек предпослал эпиграф из Бальзака: «Чем гнуснее жизнь человека, тем сильнее он к ней привязывается; он делает ее формой протеста, ежеминутной местью».

К фильму Зайдля подошел бы другой фрагмент: «И думал я: витийствовать не надо, / Мы не пророки, даже не предтечи. / Не любим рая, не боимся ада, / И в полдень матовый горим, как свечи».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Национальная безопасность зависит и от культуры

20.07.2015

Институт социологии РАН недавно представил масштабное исследование – «Российское общество в контексте новых реалий». В нем приняли участие 4 тысячи человек. На вопрос, что нужно сделать, чтобы Россия стала великой державой, 39 процентов опрошенных ответили: «Возродить высокий уровень культуры».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

На IV-м ЗМКФ победили «Диалоги» Ирины Волковой

03.06.2014

2 июня в Чите завершился Четвертый Забайкальский международный кинофестиваль. На торжественной церемонии закрытия были вручены следующие призы. Лучшим фильмом IV ЗМКФ признана российская драма «Диалоги» режиссера Ирины Волковой. Приз за лучшую мужскую роль был вручен Максиму Суханову («Роль»), за лучшую женскую роль – Жюльетт Бинош («Камилла Клодель, 1915»). Приз за лучший сценарий получили южнокорейцы Хван Чжо Юн и Чанг-мин Чо («Маскарад»). Лучший режиссер – Мишель Гондри («Пена дней»). Специальный приз жюри – операторская  работа Сергея Мачильского в фильме «Зеркала». Эта же картина Марины Мигуновой получила и приз зрительских симпатий.