Даниил Дондурей: «Основные потребители кино в России — девочки 12-17 лет»
- Колонка главного редактора
- Даниил Дондурей
Государство в лице Министерства культуры регулярно призывает кинематографистов снимать кино духоподъёмное, патриотическое, идеологически выдержанное. Российский кинобизнес в ответ на этот призыв выдал «на-гора» пару фильмов о спорте, на подходе — фильмы и сериалы о Первой и Второй мировых войнах. А за какое кино готов «голосовать» зритель своим кошельком? Об этом рассуждает главный редактор журнала «Искусство кино», культуролог Даниил Дондурей в интервью газете «Аргументы и факты».
В зале только девушки
Юлия Шигарева, «АиФ»: Даниил Борисович, а зрители наши захотят смотреть то самое духоподъёмное кино, снимать которое так активно призывает государство?
Даниил Дондурей: Сперва разберёмся, кто он — сегодняшний зритель. В нашей стране порядка 7 билетов из 10 покупают студентки и школьницы. Именно девочки 12-17 лет — основные потребители кино в России (как и в большинстве других стран мира). В переводе на кассовые сборы это выглядит так: из 1,3 млрд долл. в 2013 г., по моим расчётам, неработающие девушки принесли в российские кинотеатры практически 1 млрд.
Чего же хотят школьницы и студентки? Они не против идеалов государства. Смотрят фильм «Сталинград» и ленту про хоккеиста Харламова и его тренера, великого Тарасова («Легенда № 17»). Им нравится шикарнейший парень Данила Козловский в облике офисного клерка в фильме «Духless» — одном из чемпионов кассовых сборов 2012 г. Но... они, наши девочки, подсознательно всё-таки не готовятся к Третьей мировой войне. Сколько бы кинопродюсеры ни взывали: «Победа любой ценой! Готовься жертвовать собой ради Родины», для них эти материи сегодня не являются смыслом жизни. Зрительницы хотят понять, как им жить в мирное время. Как устраиваться на работу? Нужно ли всегда подлизываться к начальнику, предавать свою подругу? Как познакомиться с приличным парнем и стоит ли ложиться в койку прямо на первом свидании? Как вести себя с родителями, которые тебя достали? Как тратить свой бюджет? И ещё великое множество жизненных «как». Эти юные создания хотят, чтобы кинематограф увлекательно учил их правилам жизни.
— Но ведь в какой-то момент функцию учителя жизни взял на себя телевизор.
— Телевизор с непридуманными драмами не справляется. Да, там океан сериалов. Но в них учат только двум вещам — как разбираться с любовными и семейными отношениями и как побыстрее стать бандитом. Сериалы типа «Жизни и судьбы» или «Брежнева» не в счёт. А зрителю нужно, чтобы ему кто-нибудь помог решить: на Болотную надо идти или лучше дома посидеть? А на выборы?
К слову о Болотной и выборах... За последние 17 лет в России не сняли ни одного фильма с политическим сюжетом, будь это коррупция в высших эшелонах власти, борьба оппозиции и т. д. В Америке же снимают десятки подобных историй в год. К примеру, о том, как чудесный президент раскрывает заговор военной верхушки или собственного вице-президента.
— Так почему, если есть запросы на кино про жизнь, кинематограф его не выполняет?
— Продюсерам необходимо решить две задачи: много заработать, а ещё понравиться власти. Добиться этого «в одном флаконе» можно, только сняв патриотическое кино про спорт или про смерть на войне. Что, собственно, одно и то же. Потому что и за тем, и за другим стоит одно, но любимое слово нашей идеологической доктрины — «победа»! Именно поэтому нынешняя власть так любит фильмы про спорт. Это ведь превращённые войны. Там тоже есть «наши» и «ваши», враги, мобилизация, подвиг, страх поражения, необходимость жертвовать собой. И главное — победа.
На такие картины охотно выделяются сотни миллионов из бюджета. А на строительство новых театров или художественных школ миллионы направлять не спешат — потому что оттуда, из музеев современного искусства, выходят сложные люди, они часто неправильно голосуют.
На чём ещё можно быстро заработать? Конечно, на комедиях! Главные герои «киноржачки» перекочевали на экраны из «телержачки»: господа Светлаков, Галустян и неотразимый Иван Ургант. Именно эти люди занимают сегодня на экранах ту нишу мегазвёзд, в которой в советское время находились Баталов, Тихонов, Крючков.
А вот качественное кино в России, признаемся, проваливается по-страшному. Ни «Фауст» Сокурова, победитель Венецианского кинофестиваля, ни «Трудно быть богом» Германа, уже причисленный к классике, — у них нет ни малейшего шанса получить приличные сборы. За 15 лет граждан России отучили смотреть художественно значимое кино. Для него теперь нет аудитории.
По чужим правилам
— А как в Голливуде справляются с такими запросами?
— Они снимают так называемый мейнстрим (основной поток) — те самые фильмы про правила жизни. Что делать со старенькими умирающими родителями? Как вести себя с ребёнком, которому исполнилось 15 и он хочет заняться сексом с подругой? Как восстанавливать разбитые семейные отношения... Подобных лент в США выходит 250-300 в год. Наши телеканалы, особенно Первый, потчуют нас таким кино чуть ли не каждую ночь.
— То есть нас учат жить по правилам их жизни?
— Только тех, у кого бессонница. У нас мейнстримовское кино не снимается. А если появляется вдруг какой-нибудь «Географ глобус пропил», он сразу же соберёт все кинопризы России. «Географ» — классический мейнстрим! Разговор в нём — о ценностях: жена поймёт, что ты замечательный, и, даже если уйдёт к твоему другу, всё равно потом вернётся.
Со школьницей спать нельзя. Если ты интеллигентный человек, ты и без диплома можешь работать в школе и учить детей самому главному — как найти себя в жизни... Таких фильмов в России должно выходить 20-25 в год, как в советское время.
— Зрители, отучившиеся смотреть умное кино, не получающие ответов на вопросы, как жить, — они же в итоге образуют страну...
— ...которая будет жить по неправильным принципам. Население которой учат ждать принцев и тому, что бандиты от ментов мало чем отличаются (порой один и тот же актёр в сериале на одном канале играет бандита, а на другом — мента). Убеждают терпеть насилие. И что важно иметь закадычную подругу — она поможет разбираться с любовницами мужа. И это всё!
— Но ведь нам, зрителям, всё равно придётся где-то искать ответы на вопросы, как жить.
— Молодые люди пытаются их сегодня находить на посиделках в ресторанах и кафе. Проблема только в том, что ответы на свои вопросы они ищут у своих же ровесников... И получается, что гигантский опыт, накопленный предыдущими поколениями, уходит в песок. Страна не передаёт молодым гражданам позитивный опыт практической жизни!
— В СССР киноиндустрия действовала по тому же принципу, что и в нынешней России?
— В постсталинском СССР нельзя было поднимать руку только на советскую власть. А мейнстримовских фильмов снималась масса. Олег Даль в «Отпуске в сентябре» учил, как переживать кризис среднего возраста, Олег Янковский в «Полётах во сне и на яву» — как жить, если ты неудачник, а тебе уже сороковник, и тебя сама Гурченко любит! Кино объясняло, как подчинённому (Мягкову) относиться к начальнику (Фрейндлих) в «Служебном романе».
— То есть та власть, при всех её издержках...
— ...заботилась о гуманистических ориентирах. Обучала гражданина Страны Советов, как оставаться человеком в различных условиях.
— А может, она была ещё и расчётливой, потому что ей было не всё равно, народом какого качества управлять?
— Советская власть была дальновидна. Она понимала: формирование человека — это не только очевидная пропаганда, но и программирование личности при помощи культуры. Это не только «Отдай жизнь за Ленина-Сталина!», но и «Очень важно не подставить друга», «Да, в школе есть плохие учителя, но есть и хорошие». Она помогала человеку осваивать противоречия реальной жизни. Лениво формировали «строителя социализма», но одновременно — не поверите! — действительно «развитую личность». Да ещё и с моральными ценностями. Именно поэтому мы так часто и так охотно пересматриваем наше старое кино, а вот современное — нынешней жизни словно сторонится.
Источник: «АиФ», 7 февраля 2014 года.