Пережить темные века. «О, интернет! Грезы цифрового мира», режиссер Вернер Херцог
- Блоги
- Нина Цыркун
«Мир станет другим. Смотри» – это слоган VI Международного фестиваля кино о науке и технологиях 360°, который проводится московским Политехническим музеем совместно с компанией Beat Films. О фильме открытия – документальной ленте Вернера Херцога «О, интернет! Грезы цифрового мира», конце октября выходящей в российский прокат, – Нина Цыркун.
Открытие интернета в фильме сравнивается с открытием Нового света. Пересекшие 477 лет назад великий океан люди, увидев землю, не могли представить себе того, чего достигли. Вернер Херцог, у которого, говорят, даже нет мобильного телефона, пытается осмыслить это явление в разных аспектах. Картина разбита на десять разнородных глав, начиная с ностальгического воспоминания о первой передаче сообщения из Калифорнийского университета в Стэнфорд 29 октября 1969 года. Рассматривается и апокалиптический сценарий: что будет, если интернет вдруг перестанет существовать, – например, под воздействием аномальной вспышки на солнце, – такой, как в 1859 году, когда на телеграфных аппаратах, тогдашнем самом прогрессивном средстве связи самовозгоралась бумага. Умные головы говорят, что в этом случае будет катастрофа, потому что мы совсем разучились жить без интернета, на который завязано абсолютно все. И наиболее предусмотрительные даже в шутку инициировали проект Wiki Emergency, предлагая заранее переписывать статьи из Википедии на такой случай.
«О, интернет! Грезы цифрового мира», трейлер
Складывающаяся на наших глазах позиция автора, который ничуть не старается строить из себя знатока, стерескопична. Херцог восхищается необъятными возможностями интернета; умиляется маленьким роботам-футболистам (с лучшим игроком под номером 8 по имени Рональду), которые обещают – устами их создателей – обыграть в 2050 году сборную мира; теряется перед варварством сетевого сообщества, оголтело травящего семью девушки, погибшей в автоаварии; иронизирует над буддистскими монахами, вместо медитации сидящих в твиттере, или над южно-корейскими геймерами-марафонцами, играющими в подгузниках, чтобы не терять время.
«О, интернет! Грезы цифрового мира»
Многочисленные интервью, которые берет Херцог в своем странствии по империи интернета, свидетельствуют о том, что даже наиболее прагматичные эксперты в этой области – прежде всего романтики. Разве не романтичен самый авторитетный в мире хакер Кевин Митник, с неподдельным юмором рассказывающий, как водил за нос фэбээровцев, раскалывая их программу с помощью их же охранной команды? Но главные романтики – это такие легендарные личности, как Боб Кан, вместе с Винтом Сёрфом написавший первые протоколы для интернета; это мыслящий метафорами Тед Нелсон, одержимый идеей всеобщей связи всего в природе; это миллиардер, основатель и глава частной компании SpaceX Илон Маск, планирующий заранее отправлять людей на Марс как на запасную планету (поскольку в разрушении матери-Земли мы уже преуспели). Другие опрошенные мечтают о передаче на расстоянии мыслей, когда-нибудь даже чувств. И еще есть молодые ребята, способные превращать игровые возможности интернета в создание оптимальной структуры биомолекул, дающей ключ к открытию лечения самых тяжелых заболеваний. Этим занимаются энтузиасты в университете Карнеги Меллон, которым удалось c помощью игры Foldit вовлечь в свою орбиту десятки тысяч людей, разных по уровню образования и возрасту, школьников и пенсионеров, даже лежачих больных.
«О, интернет! Грезы цифрового мира»
К слову, черная зависть меня обуревала, когда я видела, как Херцог многажды обращается к ученым университета Карнеги Меллон в Питтсбурге. Дело в том, что я помню фотографию в музее города, сделанную еще в 1953 году: среди бела дня Питтсбург погружается в кромешную тьму из-за промышленного смога. Потом дела пошли еще хуже – промышленность в Питтсбурге умерла, жизнь зачахла. А сегодня чистый и зеленый город – и один из крупнейших в США медицинских центров, построенный в большой степени благодаря пожертвованиям семейства Карнеги, на чьи деньги построили университет (самое высокое здание в городе) и культурный центр.
Именно такие изменения вселяют оптимизм насчет будущего интернета, контролируемого, все-таки, людьми. Вопрос лишь в том, какими людьми и с какими целями. Один из собеседников Херцога сравнил нынешнюю фазу развития интернета с темными веками средневековья. Что ж, стало быть дальше – ренессанс.