Мальчик, который выжил, пришел умирать
- Блоги
- Нина Цыркун
Джоан Роулинг долго пребывала в размышлениях, «убить» ей Гарри или оставить в живых, и заключительная часть франшизы «Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть 2» носит на себе отпечатки эти тяжких раздумий. Так последняя схватка двух волшебников — Гарри Поттера и Волан-де-Морта происходит на лестнице, где каждый из них поочередно появляется сверху, и неизвестно, чем все кончится, а попутно иллюстрируется шаткое равновесие извечной борьбы добра и зла. Роулинг все же не братья Гримм, времена нынче вегетарианские, мейнстрим предполагает хэппи-энд, так что плохой конец заранее отброшен. И вообще, фаны поттерианы и так знают, чем все кончится. Поэтому интерес к фильму исключительно бескорыстно эстетический: как режиссер Дэвид Йейтс и оператор Эдоардо Серра визуализируют заключительную часть приключений уже позврослевших выпускников Хогвартса, которой завершится десятилетие экранного «Гарри Поттера»? Но, что называется, первым начал Стив Кловз, который по-хозяйски распорядился литературным материалом. И все прочие члены команды справились с задачей волшебно: крупномасшабные сцены, например, с «заклятием умножения» в подвале банка Гринготтс или полетом над лондонскими крышами украинского дракона Железобрюха, которого оседлала троица беглецов, чередуются с изящными камерными планами, к примеру, броском Нагайны, по приказу хозяина готовой ужалить Северуса, который деликатно снят через рифленое стекло.
Если первую часть «Даров смерти» можно назвать мрачной, то вторая при всем ее темном колорите скорее серьезная. Манихейское деление на плохое и хорошее, доброе и злое дробится в персонажах, которые не вызывали подозрения; главные герои оказываются не теми, кем казались, и только абсолютное зло остается неизменным — Волан-де-Морт. Но зло не существует без добра, а добро без зла, и в самом Гарри обнаруживается частица Темного Лорда, то есть один из крестражей, в которых тот в поисках бессмертия поместил часть своей души. А победа над злом не достигается грубым нахрапом, и там, где бессильна даже армия каменных солдат, спасение приходит через добровольную жертву: Гарри знает, что идет на верную смерть, но все же идет, как обреченный, ибо по его вине погибли многие защитники Хогвартса. Чисто сюжетные повороты осложнены значимыми аллюзиями: предательство отсылает к апокрифическим трактовкам евангелия — не только самопожертвования Сына Божия во имя искупления невинно убиенных вифлеемских младенцев, но еще и иудиного греха: Северус Снегг (Алан Рикман), убивший Дамблдора (Майкл Гэмбон) и занявший его место, выполнял на самом деле его волю.
После финала с пирровой победой хогвартцев следует эпилог — мало того, что жизнеутверждающий, но еще и намекающий на новый виток франшизы: уж больно хороши детки главных героев, в свой черед отправляющиеся в школу волшебников, и камера не торопится с ними расстаться. Так что налицо все признаки to be continued.