Простая история

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

9 февраля в рамках основного конкурса Берлинале должна состояться мировая премьера фильма Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь». О драме, чье название заимствовано режиссером у «Гражданской обороны», – Зара Абдуллаева.

 

Герой «Долгой счастливой жизни» – молодой фермер Александр Сергеевич (Александр Яценко) – проживает в деревне Мурманской области, где так прекрасна природа (оператор Павел Костомаров), богатая лесами, ягодами, прозрачными реками. А люди – развращены. Или они всего лишь люди. Неважно, зажиточные (чиновники администрации, местный бизнесмен) или бедные (члены фермерского хозяйства, на развитие которого А.С. взял кредит).

«ДСЖ» начинается резко – с конфликта народа и власти. Фермеру предлагается сделка: закрыть кредит, выплатить компенсацию, а самому убраться с арендованной земли. Выгодный контракт надо подписать. Иначе ни жить, ни работать здесь не дадут. Земля уже кому-то обещана. Это понятно без обиняков – по жестоковыйным чиновникам, по их сытым непреклонным лицам. Худенький фермер не обольщается: бороться бесполезно. И, в общем, готов к капитуляции. Однако этот конфликт уравновешивается другим, менее предсказуемым, с сельхозработниками жалкого хозяйства в деревне, куда приезжает автолавка с хлебом, мылом, макаронами и резиновыми сапогами. Соединяет два мира – чиновничий и деревенский – любовница фермера, секретарша из администрации, которая «душой» со своими работодателями, а «телом» - с А.С. Когда же главные коллизии разрешатся, она сделает неожиданный выбор, и в разрушенной жизни фермера, возможно, забрезжит любовь.

khlebnikov
«Долгая счастливая жизнь»

Добрый по режиссерскому темпераменту Хлебников, не так давно назвавший своих однокашников «новыми тихими», виражнул. И поставил, наконец, жесткий диагноз нашему времени, его героям и репрессивной массе.

Нелицемерный фермер докладывает своим работникам, что компенсацию они справедливо разделят, а с земли придется уйти. Но простые люди, грязные, оборванные, неимущие, сдаваться не хотят и готовы к сопротивлению, вплоть до заготовки оружия – тут все охотники и рыболовы. А.С. удивлен, но бросать людей не намерен.

khlebnikov3
«Долгая счастливая жизнь»

Ну вот, думаешь, фильм о народной оппозиции, о «ротфронте», о бунте крестьян против чиновников-силовиков. Но авторы сценария (А.Родионов и Хлебников) такую надежду зрителей быстренько гасят, используя обманку для обнажения психической травмы Александра Сергеевича.

Сопротивленцы, обещавшие сражаться за землю, вдруг – после наезда чиновников – начинают перестраиваться. Только что они уступали А.С. очередь к автолавке, благодарили за одолженные деньги, только что обещали мочить гадов и – все позабыто. Один товарищ по оружию и хозяйству забрал трактор, другой собрался в Карелию на лесоповал, третий от лица коллектива потребовал, чтобы А.С. сгинул отсюда. А друг-бизнесмен оказался будущим владельцем злополучной земли.

Эта мгновенная перемена позиции точна, ибо по существу репортажна. Психологических разборок авторы фильма, к счастью, избегают, оставляя внятными только действия и результат.

В результате фермер надломлен властью, народом, любовницей и богатым другом, не уступившим А.С. земли на постройку птичника, откуда ему была обещана цесарка. «Рождество я не справляю» – таков его ответ и могучая реплика, объявляющая, что же все-таки происходит на нашей – в широком смысле – земле.

«ДСЖ» – ясное высказывание. Фильм, отменно снятый (золотой осенью, когда собраны горящие пурпуром тонны клюквы, морошки), без ложных ходов, но и без сложных сюжетных вывертов. И это правильно.

Сила «простых историй» слишком часто, особенно в нашем климате, недооценивается. Между тем действие (предложение чиновников) вызывает противодействие (нежелание народа подчиняться), а еще одно действие (предательство народа) – противодействие фермера. Его единоличный бунт.

khlebnikov1
«Долгая счастливая жизнь»

«Долгая счастливая жизнь» – название драматическое. Ирония в нем обманчива или убита. Недаром оно заимствовано из названия песни группы «Гражданская оборона», которая должна была звучать на финальных титрах, но «раздавила бы», как говорит Борис Хлебников, «фильм своей мощью».

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.

Колонка главного редактора

«Эффективность вечных кодов двоемыслия»

15.04.2013

Имперское сознание россиян непоколебимо. Поколение интернета пока не способно к проектированию будущего. Экономисты наивны в своих цеховых объяснениях. Самое главное свойство российского общества – тотальное недоверие: всех ко всем, считает социолог культуры, главный редактор журнала «Искусство кино», член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, кандидат философских наук Даниил Дондурей.

Новости

Объявлен сбор средств для Олега Сенцова

21.05.2014

11 мая в социальных сетях появилось сообщение, что симферопольский режиссер Олег Сенцов арестован органами ФСБ, и ему предъявлено обвинение в подготовке теракта. Олег Сенцов (р. 1976) известен тем, что в 2011 году снял на собственные средства полнометражный художественный фильм «Гамер» о подростке-игромане. Мировая премьера картины состоялась на кинофестивале в Роттердаме 2012 году. На фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске режиссер был награжден за «Гамера» премией Гильдии киноведов и кинокритиков.