Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Просто-напросто - Искусство кино

Просто-напросто

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

В Роттердаме проходит 43-й международный кинофестиваль. Спецкорреспондент ИК Зара Абдуллаева об одной из премьер форума – постдокументальной «Реймоне» аргентинского режиссера Родриго Морено. 


rotterdamfest-logoВ программе Spectrum (номинация «The Big Screen Award Competition») – премьера «Реймоны», третьего фильма Родриго Морено, который этот тончайший агент новой латиноамериканской волны снял за 34 000 долларов. Два прежних фильма – «Охранник» и «Таинственный мир» – были показаны на Берлинале. Последний и грошовый обошелся без аргентинских актеров-звезд, работавших, впрочем, у него ровно так же, как непрофессионалы в «Реймоне». Иначе говоря, с магическим «эффектом присутствия» на экране. В отличие от «магических реалистов» в литературе, Морено – минималист, убежденный и поэтичный. В новом фильме он удостаивает свою кинематографическую реальность не то чтобы новым взглядом, – иной близостью камеры и героини. Прежде его протагонистами были мужчины. Обыкновенные непошлые люди. Для них режиссер писал сценарии с интригой, которую эти протагонисты пытались взорвать или в ней затаиться. Теперь Морено приблизился к нулевой степени письма. Сюжету он предпочел наблюдение за рутинной жизнью молодой Реймоны, живущей на задворках Буэнос-Айреса, работающей уборщицей в домах, где обитают интеллектуалы разной степени достатка. Хозяина одной квартиры с библиотекой, заполненной толстенными волюмами, зрители не увидят, хотя Реймона, каждый раз, заходя на порог, ритуально окликает синьора по имени. В другой, несравненно беднее, квартире живет парочка марксистов. К ним наведываются друзья из одного кружка. В каждой паре – свой чтец или чтица. Пока Реймона убирает, они вслух знакомятся с «Капиталом» Маркса, критикующим условия труда рабочих. Реймона убирает неподалеку, то есть являет собой образ трудящейся, а марксисты пытаются освоить теорию, которая им дается с трудом. Никакого постгодаровского жеста «за Маркса». Но и не «против». Бдения марксистов – такая же рутина, как работа Рамоны, вдруг усевшейся на диван в квартире с модернистскими картинами и неведомым (зрителям) хозяином, послушать диск с неизвестным ей Дебюсси.

moreno-2

«Реймона»

Морено далек от того, чтобы демонизировать, дезавуировать или как-то вообще принимать всерьез этих милых недалеких чтецов. Его волнует только Реймона. Темнокожая девушка высокого роста. Вот она сидит в кафе. Вот жарит мясо на костерке для приехавших к ее бабушке родственников. Вот долго едет на работу (в цитатах Маркса такая трата времени осуждается, поскольку не входит в часы трудозатрат). Вытирает пыль с многочисленных книжек, моет плитку в разных квартирах. Прогуливает собаку. Устав, включает диск в квартире высокооплачиваемого умника. Звучит «Весна священная». Реймона садится на диван. За окном – шумит, гудит Буэнос-Айрес.

В роли почти немой, постоянно присутствующей на экране Реймоны – Марсела Диас с фигурой топ-модели и естественностью простолюдинки, словно не знающей, что ее снимают. Скромный фильм Морено задает иные параметры постдокументального кино. Режиссер вроде испытывает себя на способность к «чистому наблюдению» за реальностью своей героини, которая совсем ничем непримечательна. Однако ритм и поэзию задают в этой супермалобюджетке не столько повторение и длительность ежедневных ритуалов Реймоны, сколько неприхотливое, как бы само собою разумеющееся движение непересекающихся, хотя зависимых друг от друга и даже соприкасающихся реальностей. Каждая живет и снимается в этом фильме отдельно, при этом задевая одна другую и сразу же выпуская из виду. Морено остроумно и сверхлаконично представляет образы «теории/практики», капиталов и «Капитала», интеллектуалов и «варваров», бедняков и животных, откормленных аргентинским мясом и засиженных мухами, которые мешают эти собакам отдаться сиесте.

Именно мясо – таких или сяких животных – обсуждается при встрече родственников-бедняков, живущих далеко и расстающихся со слезами. Именно за чтением «Капитала» аргентинский интеллигент решает отвлечься, послушать музыку и потанцевать секунду с Реймоной, зашедшей в комнату, чтобы убраться. 80 минут длится картина, ничего в ней «не происходит», кроме деталей повседневности, раздвигающих время повседневности и «Реймоны».

moreno-3

«Реймона»

В другой программе – «Сигналы: как выжить...» – лучший пока фильм Дэвида Маккензи Starred up, жесточайшая тюремная драма, наследующая законы критического реализма (в том числе в литературе) с подзабытым бесстрашием, гениальными актерами и скрытым лиризмом, о чем в свой черед…


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Warning: imagejpeg(): gd-jpeg: JPEG library reports unrecoverable error: in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/gk_classes/gk.thumbs.php on line 390
Почему хорошие люди совершают плохие поступки

Колонка главного редактора

Почему хорошие люди совершают плохие поступки

15.08.2011

Запись программы "Ищем выход..." на "Эхо Москвы" с участием Даниила Дондурея. Читать и слушать выпуск можно на сайте "Эхо Москвы".


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Ушел из жизни главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей

10.05.2017

Сегодня, 10 мая ушел из жизни бессменный главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Борисович Дондурей (19 мая 1947 – 10 мая 2017).