Птицы счастья. «Сделано в Америке», режиссер Даг Лайман
- Блоги
- Нина Цыркун
В двадцати городах России проходит традиционный осенний фестиваль АмФест. В Москве он открылся комедийным экшеном с Томом Крузом в главной роли, 12 октября выходящим в прокат. За судьбой высококлассного пилота и жизнелюба, работавшего одновременно и на спецслужбы, и на наркомафию, проследила Нина Цыркун.
В фильме Дага Лаймана «Сделано в Америке» рассказчик, он же главный герой, то есть Барри Сил, дважды повторяет с экрана, что надо было, наверно, задать еще пару вопросов, прежде чем согласиться на поступившее ему предложение. Впрочем, сожаление риторическое, потому что от предложений, сделанных агентом ЦРУ, обычно нельзя отказаться. Но один вопрос Барри все же задает: легальное ли это дело? И получает ответ: Да, если работаешь на правильных парней.
И Барри соглашается. Не только потому, что нельзя было отказать. Скорее, потому что ему наскучили рутинные будни пилота пассажирских линий, эти будни вымотали его и почти уничтожили в нем способность получать от жизни удовольствие. Вернувшись домой после серии полетов, Барри тут же засыпает, не успев даже снять форму и проигнорировав жену, предстающей перед ним в соблазнительном пеньюаре. Зато теперь, получив задание, Барри окрылен. К нему вновь вернулись силы на все, включая сексуальные утехи.
Я однажды вычитала хлесткое выражение (может быть, это поговорка у какого-то народа, не знаю): «Дьявол, если и упадет, даром не встанет». То есть, поддавшись сомнительному искушению, будь готов расплатиться и получить в конечном итоге совсем не то, на что рассчитывал. И если думаешь, что поборол искушение, не обольщайся: посмотри, не стал ли ты рабом этого соблазна.
«Сделано в Америке»
Главный герой – реальная личность, фильм основан на реальных событиях, происходивших на рубеже 1970-80-х и позднее. В тот период во всем мире обсуждались «секретные» поставки оружия американцами никарагуанским повстанцам, «контрас». Контрас воевали против повстанцев-«сандинистов», свергнувших режим диктатора Анастасио Сомосы (пришедшего, в свою очередь, к власти после убийства политика Сандино). Конгресс США запретил финансировать контрас, но в ЦРУ нашли обходной путь – через Иран, куда, впрочем, поставлять оружие тоже было запрещено. (И привело к громкому скандалу – Ирангейту, расследование которого вел, между прочим, отец режиссера – эксперт сенатской комиссии.) Сандинисты рассеялись по Латинской Америке и полтора десятилетия вели свою войну, закончившуюся их победой.
«Сделано в Америке», трейлер
Как видно из фильма, победа была предрешена. Контрас не столько были озабочены проблемами свой страны, сколько хотели заработать (недаром Барри замечает, что их интересуют «мои ботинки») – и при первой же возможности разбежаться из тренировочного лагеря , устроенного ЦРУ в Арканзасе, куда-нибудь в американскую глубинку. Ввязавшись в поставки оружия в Латинскую Америку, Барри попадает на крючок наркобарона Пабло Эскобара (Маурицио Мейя), возглавлящего Медельинский картель. И начинает работать на обе стороны. «Туда» возит оружие за скромный гонорар. Оттуда – наркотики за внушительный кэш. Героя Тома Круза привлекают, судя по всему, даже не бешеные деньги, а сама опасная игра. Барри Сил был летчиком от бога; поднять самолет в небо с короткой, никак не годящейся для взлета полосы, было для него вопросом профессиональной чести. И ему нравилось быть командиром своей маленькой эскадрильи, которую называли «птицами счастья». Нравилось хлопнуть крылом в воздухе по крылу товарища, некстати заснувшего за щтурвалом. (Роль Сила была неслучайно отдана Тому Крузу у которого в ангаре несколько самолетов.) В то же время Барри не знал, куда девать свалившиеся на него деньги. В самом буквальном смысле! Он закапывал их в землю, сваливал чемоданами в пирамиду, но не вкладывал в бизнес, не выводил в швейцарские банки. Вел себя, как заигравшийся юнец, не думающий о будущем.
«Сделано в Америке»
При всех политических аллюзиях и откровениях о деятельности силовых ведомств, «Сделано в Америке» – всего лишь голливудская версия реальных событий в жанре плутовского романа. Фирменная улыбка Тома Круза как нельзя кстати характеризует трикстера, которому все сходит с рук, с его хлестаковской «легкостью необыкновенной». Правда – сходит лишь до поры до времени. Напоследок нельзя не сказать о труженице тыла – жене главного героя и матери его четверых детей. Вот с кем Барри повезло. Люси Сил (Сара Райт) тоже не ценит ни деньги, ни драгоценности, оставаясь преданной мужу и в богатстве, и в бедности, и в радости, и в горе, как следует доброй прихожанке из Луизианы. В отличие от «правильных парней», на которых Барри предложили поработать.