Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Рабочий класс идет в рай. «Уйти красиво», режиссер Зак Брафф - Искусство кино

Рабочий класс идет в рай. «Уйти красиво», режиссер Зак Брафф

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В кинотеатрах начался прокат криминальной комедии о стариках-разбойниках, вынужденных ограбить банк, чтобы сохранить свои пенсионные сбережения. Нина Цыркун сравнивает нынешний фильм с его предшественником, чтобы показать изменения случившиеся за последние сорок лет с американским, и не только американским, обществом.


В комедии Зака Браффа «Уйти красиво» есть одна ссылка на картину с тем же названием, снятую Мартином Брестом в 1979 году по той же книге Эдварда Кэннона.

Впрочем, нельзя сказать, что Брафф сделал ремейк: кроме того, что тут и там действует тройка тех же самых джентльменов преклонного возраста, грабящих банк, между двумя этими фильмами нет ничего общего. Дело даже не том, что довольно хлипкий сценарий первой экранизации, сочиненный самим режиссером, благодаря драматургу Теодору Мелфи превратился в ловко скроенный детективный сюжет с остроумными диалогами, а утомительно медленный темпоритм Бреста (как бы под стать старческой приторможенности героев) у Браффа своевременно ускоряется, соответствуя жанру криминальной драмы. Скорее всего, ближе к литературному источнику первый фильм, а второй – результат изменений, произошедших с конца 70-х по наше время – и не только в Америке, но во всем мире. Первое, но не главное, что бросается в глаза, – появление в компании афроамериканца, каким стал Вили в исполнении Моргана Фримена.

Going in Style 1«Уйти красиво»

Но вернемся к ссылке. Один из троих – Джо (Майкл Кейн) – каждый день провожает в школу, а потом встречает четырнадцатилетнюю внучку. Девочке неловко перед одноклассниками, и она убеждает деда, что их Бруклин теперь не тот, что сорок лет назад, – он стал гораздо удобнее и безопаснее, так что в школу и из школы она может добираться и сама. «Да, – грустно соглашается дед. – Не тот». Но он имеет в виду нечто другое.

Сорок лет назад, в фильме Бреста такие же Джо, Альберт и Вили, сыгранные не менее замечательными актерами, сидели на лавочке, кормили голубей, читали газеты и томились бездельем. Идея грабануть банк пришла в голову Джо после того, как он случайно оказался свидетелем грабежа и с изумлением увидел, что это гораздо проще, чем кажется. И Джо предлагает старым друзьям, безбедно живущим на пособии, провернуть такое же дельце лишь за тем, чтобы внести в вялотекущую рутину немного разнообразия.

В наши дни мотив ограбления меняется принципиально. Джо является в банк, чтобы выяснить, почему вдруг взнос за ипотеку вырос втрое, став совершенно неподъемным. Выясняется, что старик не изучил текст, напечатанный в договоре мелким шрифтом, а замечание о форс-мажоре, брошенное вскользь операционистом, и вовсе пропустил мимо ушей. Дальше еще хуже: и Джо, и Вилли лишаются пенсионных выплат, потому что завод, где эти двое честно оттрубили всю жизнь, переносит производство за рубеж, а дочерняя страховая компания приняла решение заморозить накопления работников. В итоге Джо вместе с малооплачиваемой дочкой (медсестрой и матерью-одиночкой) и внучкой-школьницей через двадцать дней просто не сможет оплатить жилье и окажется на улице.

Going in Style 2«Уйти красиво»

Так что сорок лет спустя безумная идея с банком перестает казаться чудачеством, превратившись в как будто единственный прагматичный выход из безвыходного положения. Нынешние Вилли, Джо и Альберт (Алан Аркин, третий оскароносец в актерском трио) уже не просто мающиеся бездельники, а обманутые люди, решившиеся на отчаянные меры по собственному спасению. Потому и банк выбирается ими не наобум, как у Бреста, а прицельно. Комедия про озорных стариков-разбойников превращается в драмеди о противостоянии маленького человека с большими корпорациями. Новым героям безумства не нужны; им есть, чем заняться. А уйти красиво для них значит не просто пощекотать себе и окружающим нервы и оттянуться в Лас-Вегасе, а выиграть это противостояние. У поколения «золотого возраста» изменились условия жизни, а вместе с ними – приоритеты и представления о счастье.

В отличие от своих предшественников, новоиспеченные грабители должны поспешить (деньги нужно выплатить не позднее, чем через двадцать дней), и эта вынужденная спешка служит безотказным способом нагнать напряжение. За отпущенный срок герои должны обзавестись опытными инструкторами, приобрести навыки, провести репетицию и сделать работу над ошибками.

«Уйти красиво», русский трейлер

По сравнению с концом 70-х ставки по всем статьям повысились в разы. Теперь банковский кэш составляет не смешные 45 тысяч, а миллион, в случае же ареста грабителям грозят не скромные три года («бесплатного жилья и харча три раза в день»), а чуть ли не пожизненное заключение. О том, кто победил в этой схватке и кому в итоге привалило счастье, вы узнаете, посмотрев картину.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

ЦДК и Музей Москвы представляют Center Festival

05.09.2018

Центр документального кино и Музей Москвы представляют Center Festival, ежегодный фестиваль о городской культуре и жизни современного общества. Фестиваль пройдет при поддержке онлайн-кинотеатра ivi на главных культурных площадках Москвы — в ЦДК, Институте «Стрелка» и Музее современного искусства «Гараж», а также на острове Новая Голландия в Санкт-Петербурге.