Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Расизм и реализм - Искусство кино

Расизм и реализм

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

На прошедшем в Киеве фестивале «Молодость» внимание Зары Абдуллаевой привлекла картина Миры Форнай «Моя собака-убийца» (Môj pes Killer) о будничном расизме в Центральной Европе – и его последствиях.


Один мой интеллигентный приятель недавно признался, что боится передвигаться по Москве, ведь чеченцы, дагестанцы и прочие инородцы, к которым он прежде испытывал традиционное для нашей прослойки сочувствие, ходят с ножами. Эта опасность, как и предчувствие нацистских маршей (а также наступившая реальность погромов в Бирюлево и акций типа «Белый вагон», – прим. ред.), вдруг внедрилась в обыденное общение стойких людей, не замеченных в паникерстве. Но разлитая в воздухе, набухшая в реальности тревожность, остается закрытой для наших режиссеров-реалистов. (Последний и, кажется, единственный случай такой попытки – «Россия-88».)

mojpeskiller1
«Моя собака-убийца»

На просмотрах фестиваля «Молодость» я вспомнила признание способного режиссера нашей «новой волны» о том, как его достала социалка и что пора от нее отключиться. Реальность, за которой вроде бы гонялись режиссеры в нулевые годы, опять ускользнула от их взгляда. Возможно, так работают защитные механизмы.

Когда несколько лет назад в Берлине «Золотого медведя» получил «Просто ветер» Бенце Флиегауфа – фильм о страхе за выживание цыганского семейства, снятый вслед реальному истреблению венгерских цыган, только российские критики обвинили жюри в социальной конъюнктуре.

Асоциальному обществу – соответствующее кино. Об этой жалкой максиме напомнил в Киеве фильм Миры Форнай «Моя собака-убийца», получивший приз на последнем роттердамском фестивале. Угнетенная бедностью деревня на границе Словакии и Моравии. Бритый наголо восемнадцатилетний Марек живет с отцом – пьющим доходягой-виноделом и собакой, которую дрессирует для еще неведомых зрителю подвигов. Стылый воздух, заторможенная тишина, унылая повседневность, в которой где-то на глубине, по краям клокочет безвыходный ужас. Угроза.

Друзья Марека – бритоголовые парни в татуировках; им он носит вино, чем и примиряет с собой, одиночкой-чужаком. Или все-таки таким же, как они. Никаких подробностей их зверских наклонностей режиссер не предъявляет. Только показывает тренировки, боевую подготовку, и все. Мареку поручено подписать у матери бумаги, отдать деньги за проданную квартиру – такова плата за долги, чтобы сохранить виноградники, которым дорожит отец. Мать бледнолицего сына дома не живет уже восемь лет. Марек отправляется в расположенный поблизости городок, где выясняет, что у матери есть сын-подросток-цыганенок. Вот почему она изгнана из родной деревни и не может там появиться. Все очень просто и ясно. И не требует возражений.

mojpeskiller2
«Моя собака-убийца»

Реальность – это данность. Та реальность, в которой на двери кафе, куда заглянул Марек, висит табличка: «Цыганам вход запрещен». Мать голубоглазого Марека входит в кафе с младшим сыном. Молодые барышни-словачки возмущены такой наглостью, улюлюкают. Эти вспышки ярости Мира Форнай подает мимолетно, сосредоточив свой взгляд на неприкаянном отчуждении Марека. И он внезапно решается (осторожно, далее спойлер, - прим. ред.). Забирает цыганенка «погулять», но отвозит в сарай, связывает веревками, отвязывает собаку, оставленную в деревне. Обещанное вино он отвозит бритоголовым, один из которых обдает Марека презрением за постыдную связь с цыганским отродьем. Марек выходит из квартиры, рыдает на лестничной клетке, как ребенок. Тело растерзанного собакой сводного брата он сбросит ночью в реку. А потом, ровно так же, как в самом начале фильма, который длится сутки, будет дрессировать собаку, окликая ее «Killer!».

mojpeskiller3
«Моя собака-убийца»

Так разворачиваются события в Центральной Европе. А в изумительном мексиканском дебюте Диего Кемады-Диеса «Золотая клетка» один из подростков, бегущих из Гватемалы в Лос-Анджелес, будет ненавидеть индейца, приставшего к ним в пути, а потом окажется готовым жизнь за него отдать, когда встанет перед выбором: спастись, отпущенным бандитом-соотечественником, или остаться в рабстве, как его спутник-индеец. Расизм и реализм порождают неисчерпаемые сюжеты для молодого кино…


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Прогноз на завтра отменяется

Колонка главного редактора

Прогноз на завтра отменяется

09.08.2011

Почему в России во всей своей красе процветает оккультизм? Людям трудно жить в постоянном ощущении непредсказуемости, непрогнозируемости всех процессов. Не может корабль большого государства без лоцманской карты, без руля и ветрил нестись по океанскому простору, подчиняясь исключительно правильным речам капитанов.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Национальное общество кинокритиков США выбирает «Любовь»

06.01.2013

Триумфальное шествие картины Михаэля Ханеке по планете продолжается. Драма «Любовь» стала лучшей картиной 2012 года по итогам голосования Национального общества кинокритиков США. «Любви» присуждены также и две других награды: за режиссуру (Михаэлю Ханеке) и за исполнение главной женской роли (Эмманюэль Риву).