Сталь и шлак
- Блоги
- Нина Цыркун
Еще за полгода до премьеры «Живой стали», боевика про гладиаторские бои между роботами, было объявлено о начале работы над сиквелом; желаемый бокс-офис ожидался со стопроцентной уверенностью. Да и в самом деле – чего сомневаться; в проекте учтены абсолютно все составляющие успеха. Сценарная основа – рассказ знаменитого фантаста Ричарда Мэтисона, из багажа которого почерпнуты сюжеты таких блокбастеров, как «Я – легенда» или «Куда приводят мечты».
Сюжет – духоподъемная история, ловко скомбинированная из экшена и семейного фильма (мужикам смех, бабам горе), из road-movie и классического «из грязи в князи» – причем в «князи» на этот раз попадает робот, что привносит в картину новизну и оригинальность. Фантастическое будущее, в котором происходит действие, 2020 год, окрашено архаическим флером старомодных ярмарочных развлечений, что придает фильму особую ностальгическую теплоту, а сам рассказ Мэтисона «Сталь» был переведен из мрачного регистра дистопии в оптимистичный – и надежно опробованный - план воссоединения непутевого отца со строптивым сынком. (Сюда же можно добавить и радужную перспективу гуманного отказа людей от кровавых боев, которыми теперь занимаются роботы). Далее – режиссура Шона Леви, понаторевшего в разножанровом кино, а потому умеющего сочетать мелодраматизм с узнаваемыми бытовыми и психологическими деталями и спецэффектами, что делает фильм живым. И, наконец, звезды – вот, пожалуйста, сам Хью «Росомаха» Джекман (Чарли), которому отлично подыгрывает его экранный «сынок» (двенадцатилетний Дакота Гайо с внушительным послужным списком). Что касается спецэффектов, то, благодаря одному из продюсеров - Стивену Спилбергу «цифрой» тут не обошлись и сработали четверку «настоящих» аниматронных роботов, наделенных каждый своим характером. Существенно, что среди этих роботов-бойцов самый симпатичный - Атом, найденный Максом на свалке, прелесть которого как раз и заключается в его почти человеческой уязвимости, в его вмятинах и царапинах – ничто человеческое ему не чуждо, поэтому-то он и выигрывает финальный бой с многотонным сверхроботом Зевсом. Дело еще и в том, что хозяева Атома – обаятельные и незлобивые Чарли и Макс, настроенные на честную победу, а владелица Зевса – холодная и беспринципная русская дамочка (Ольга Фонда), которая знает только одну стратегию – перекупить то, что другие сделали собственным умом, трудом и усердием. Так что если в контексте американского кино «Живая сталь» вполне крепкая, но заурядная вещь, то для российского зрителя это еще и лично обращенный к нему месседж с отчетливо ясной моралью.