Робинзон и его дети. «Капитан Фантастик», режиссер Мэтт Росс
- Блоги
- Нина Цыркун
Идущий в прокате «Капитан Фантастик» – очередная робинзонада, посвященная руссоизму, независимости от общества и вопросам грамотного воспитания детей. Нина Цыркун взвесила все «за» и «против».
Фильм Мэтта Росса «Капитан Фантастик» можно суммировать его же слоганом: «Он приготовил их ко всему, кроме внешнего мира». «Все» в данном случае – разумно устроенная «утопия», построенная одной семейной парой в орегонских дебрях. Демарш Бена Кэша (Вигго Мортенсен), вопреки родительской воли увлекшего туда за собой жену Лесли, народившего с ней шестерых детей, легко прочитывается как бунт не против государства даже, а против вообще западной цивилизации, подавляющей, по мнению Бена, независимое развитие индивида.
Внешне напоминающий хрестоматийного Робинзона Крузо, Бен исповедует жизнь на природе гораздо более радикальную, чем, скажем, Генри Торо, поставивший знаменитый эксперимент проживания в хижине на Уолденском пруду – тот за время своего двухгодичного бегства все же общался с людьми, в том числе со своим вдохновителем, поэтом Ральфом Уолдо Эмерсоном. Жизнь же этой семейной коммуны строится по типу закрытой секты или тоталитарного мини-государства с патриархом во главе, напоминая также о руссоизме с его естественным правом на свободу, собственность, безопасность и равенство. Более того, отец пытается развить в детях навыки, которые могут поставить их выше обычных городских или деревенских детей, так что, если не стесняться скомпрометированного термина, можно сказать, что он воспитывает суперменов, по-старинному – «сверхчеловеков». Не случайно же фильм получил такое «комиксовое» название.
«Капитан Фантастик», русский трейлер
«Государство» у Бена просвещенное. Чуть ли не в духе Просвещения XVII века! Здесь внимательно изучают всю мировую литературу. Никакого индекса запрещенных книг. Хотите «Лолиту»? Вот, пожалуйста, «неадаптированное» издание знаменитого романа с последующим его обсуждением.
Просвещение идет рука об руку с низвержением старых богов, так что вместо Рождества здесь празднуют День Ноама Чомски (или, как его у нас раньше по-свойски называли, Наума Хомского), – одного из самых знаменитых интеллектуалов-леваков, более авторитетного, смею надеяться, в качестве структурного лингвиста и создателя порождающей грамматики.
В огрубленном общечеловеческом смысле теория Чомски была реакцией на бихевиоризм, согласно которому человек развивается в социальной среде и только через нее его можно изучать как вид. По Чомски, человек от рождения обладает так называемой языковой компетенцией, и в этом смысле он сам себе учитель словесности, а уже через нее – и всего прочего. Внешний же мир – избыточность, да еще чреватая всякого рода насильственным воздействием. Конечно, среда – понятие неопределенное. Многодетную семью тоже можно считать средой. Но дело в том, что в данном случае это среда замкнутая. А внутри нее, сколько ни читай всемирную литературу, все равно впадешь в ретроградство или окажешься в смешном положении, когда это особенно неуместно, например, при объяснении в любви.
«Капитан Фантастик»
При наличии жесткого контроля никакой порыв, никакое стремление вырваться за отведенные рамки, если вдруг таковые и возникнут, реализоваться не смогут. Но когда либо происходит внезапная встряска, либо ослабнут натянутые колки, рамки раздвинутся, откроется окно во внешний мир, бунт против этой ретроградной системы неминуемо возникнет.
Так и происходит, когда Лесли (Трин Миллер), оказавшись в больнице, вдали от мужа и детей покончила с собой. Зная, чем может обернуться эта поездка, средний сын Реллиан (Николас Хэмилтон) настоял на том, чтобы всем им отправиться через полстраны на похороны буддистки Лесли по христианскому обычаю. Потом выяснится, что старший сын Бодеван (Джордж МакКей), не спрашивая отцовского совета или разрешения, поступает в престижный университет. С одной стороны – бунт, с другой – разве дети поступают не по примеру родителей, в свое время в анархистском порыве также пошедших против близких? К тому же, стипендия в первоклассном университете доказывает эффективность образовательной системы Бена Кэша с ее чтениями у вечернего костра.
«Капитан Фантастик»
Фильм Мэтта Росса тяготеет к компромиссу, что – вместе с легким комизмом – выводит его из тяжеловесного дискурса «размышлизмов» о жизни в почти игровую зону выбора между философией и практикой Бена – и образом жизни родственников его жены во главе с тестем Джеком (Фрэнк Лангелла). Нелишне учесть то, что нормы и ценности, отстаиваемые Джеком, как и сами люди в городах, кажутся, на невинный детский взгляд, одного из младших Кэшей, вышедших из леса, болезненно странными. Что ребенок и проглаголил.