Шторм и натиск. «Черная пантера», режиссер Райан Куглер
- Блоги
- Нина Цыркун
Продолжается прокат фэнтези «Черная пантера». Нина Цыркун – о новой порции супергеройских приключений и установлении символического афро-матриархата во вселенной Марвел.
«Черная пантера» Райана Куглера – это прежде всего политический жест; неслучайно премьера была приурочена к началу ежегодного Месячника африканской культуры. Фильм ожидали – при бюджете в 200 млн. он уже заработал больше 700 млн. Дело здесь не в появлении черного супергероя во вселенной Марвел: постепенное размывание этноцентризма белого большинства началось много десятилетий назад – благодаря чернокожим активистам и самим авторам-комиксмейкерам. Первые предприятия, выпускающие «черные» комиксы, появились вскоре после Второй мировой войны, когда издательство с неполиткорректным по нынешним временам названием All-Negro Comics выпустило, в частности, сборник, где фигурировал чернокожий Человек-Лев – молодой ученый, выполнявший миссию в Африке по поручению ООН.
Кинокомиксы «Спаун» Марка Диппе и «Блейд» Стивена Норрингтона, успех которого повлек за собой два сиквела, ввели черный кинокомикс в мейнстрим. Кстати, именно выход на экраны «Блейда» в 1998 году обозначил начало эпохи комиксов-блокбастеров, ежегодный выпуск которых стремительно растет. Помимо общекультурных смыслов в лентах «черного» ряда прочитываются и специфические внутренние коннотации. В трилогии «Блейд», скажем, это многозначительная аллюзия на мифологию «большого белого отца», воспитавшего своего приемного чернокожего сына. Эрзац-отцом Блейда / Эрика Брукса (Уэсли Снайпс) стал Абрахам Уистлер (Крис Кристофферсон), который нашел его ребенком на улице, вырастил и настроил на борьбу с вампирами. Но сын оказался сильнее отца, и именно он спас его из плена кровососущих монстров.
В середине 60-х Стэн Ли и Джек Кирби включили в свою Фантастическую четверку Черную пантеру, чье имя затем изменилось на Черного леопарда – чтобы не путали с представителем реально существовавшей экстремистской организации, взявшей себе то же название. (Это теперь «Черные пантеры» немного выпали из новостной повестки, так что герою можно вернуть изначальное имя.) Т’Чалла / Черная Пантера постепенно приобрел черты выдающегося ученого и стал одним из соратников Тони Старка, в качестве которого, сыгранный Чэдвиком Боусменом, появился в фильме «Первый мститель. Противостояние» два года назад.
В списке чернокожих супергероев особое место заняли женщины. Характерно, что именно черная женщина – Шторм/Ороро Монро стала первой главной супергероиней комиксов. В традицию кинокомикса вошел визуальный канон темнокожей женщины, как он сложился в истории популярной культуры, трансформировавшись от аборигенки из Южной Африки – «Готтентотской Венеры» Сары Баартман с гипертрофированными этническими чертами – до изысканной французской артистки, звезды варьете «Фоли-Бержер» из штата Миссури Жозефины Бейкер – и далее к супергероине комиксов Шторм, роль которой в линейке «Людей Икс» исполняет утонченная Хэлли Берри.
«Черная пантера», трейер
В истории Шторм важно ее происхождение: по легенде, она, дочь африканской принцессы и американского журналиста, рано осиротела, странствовала, попала сначала в Фантастическую четверку, а затем была завербована Профессором Ксавье в его команду мутантов. То есть, она объединяет два мира и воплощает в себе преимущества обоих. В фильме Райана Куглера таким же образом вымышленная африканская страна Ваканда предстает сплавом новейших технологических достиженией и древних африканских традиций. И одновременно – лакомым куском для западного мира, нацелившегося, по колонизаторской привычке, выкачать из нее драгоценный металл вибраниум.
Вокруг выросшего в Америке и ставшего королем Ваканды Т’Чалла / Черной Пантеры целый хоровод чернокожих дев с разными выдающимися сверх- и просто способностями: старшая сестра, Окойе (Данай Гурира) – генерал; младшая, Шури (Летишиа Райт) «заправляет технологиями» (разрабатывает гаджеты на основе вибраниума, обеспечивающего процветание Ваканды, и создает супергеройское оснащение Черной пантеры). Анджела Бассет играет королеву-мать, а Лупита Нионго – шпионку-воительницу Накию, проникшую в замыслы злоумышленников. Помимо внешнесюжетной охоты за вибраниумом в фильме решается важнейший для будущего Ваканды вопрос: смотреть ли ей в прошлое, безоглядно почитая предков, или уйти из изоляции, впустить беженцев из окружающих бедных стран и устремиться в будущее, как того желает Шури, которой «жмет корсет» и мешают древние ритуальные «церемонии».
«Черная пантера»
Американец-цэрэушник Эверетт Росс (Мартин Фримен) выглядит здесь тем самым «Пятницей», место которого в прежние времена занимал чернокожий помощник белого человека. Их объединяет общий враг – южноафриканский торговец оружием Улисс Кло. «Черная пантера» выстроила новую иерархию кинокомикса с актуальным женским лидерством и верховенством супергероя/афроамериканца. Эта конфигурация отвечает предстартовому энтузиазму и успокаивает вероятные опасения насчет экстремизма приснопамятных «черных пантер».