Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Среда - Искусство кино

Среда

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

Зара Абдуллаева – о трех фильмах, ставших событиями Артдокфеста-2012: «С.П.А.Р.Т.А.» Анны Моисеенко, «Собачий кайф» Ивана И. Твердовского и «Лето с Антоном» Ясны Крайинович.

adf

Среда – это не только название одной из программ нынешнего Артдокфеста. Но на самом деле именно среда – социальная, политическая, историческая и даже географическая – определяет режиссерский выбор реальных героев, способ съемки, персональный интерес авторов.

«С.П.А.Р.Т.А» Анны Моисеенко расшифровывается пышно. Это Сельскохозяйственная Поэтизированная Ассоциация Развития Трудовой Активности (ссылка ведет на официальный сайт Ассоциации). Она расположена близ Харькова, представляет собой тоталитарную коммуну, она же колхоз, она же секта, члены которой обретают смысл жизни и трудовых будней в общинной утопии. Таков их ответ на крах утопии коммунистической. В течение двадцати лет «спартанцы» занимаются не только сельхозработами и животноводством, но и разрабатывают теорию счастья. Продажу молока они сопровождают инструкцией покупателям о том, как вести здоровый образ жизни, а чтобы повысить удой, рифмуют стихотворные строчки. За понедельное количество куплетов в колхозе выставляются баллы. А в избушке, она же красный уголок, развешены плакаты: «Русь, вперед», «По работе человеку воздается честь» и прочие, столь же зазывные.

adf--sparta2
Подведение итогов работы СПАРТЫ за месяц. Награждение Лучших практиков - ПОЭТОВ. Фото и подпись с сайта С.П.А.Р.Т.А.

Колхозники озабочены продолжительностью жизни активной и пассивной, создают собственный прибор для определения алкоголя в крови, обсуждают новости страны, «которую разворовали». Причем настолько, что одна из колхозниц, которая, правда, в финале картины покинет строгую коммуну, не желает рожать. За накопленные баллы производительности труда или за сочинение куплетов коммунары, уверенные, как и лучшие люди утопии коммунистической, что «поэзию могут писать все», получают награды: апельсины, глобус, вымпел, печенье. Правда, нынешние утописты мечтают еще «возродить державу». С другой стороны, молодая героиня фильма, исправно заполняющая анкеты, в которых фиксируется духовный рост колхозников, количество ими прочитанных страниц (между прочим, Солженицына), признается – перед уходом из одного гетто в другую резервацию, так тут называют пространство после распада СССР, – что, наконец, счастлива. Потому что счастья на территории этой «спарты» все-таки быть не может, если «нет личности», если «все безликие». Активизм и убежденность взрослых или старых колхозников, поживших при советской власти и не сдавших ее коллективистские идеи, не спасают от чувства опустошенности молодых людей, изнуренных пародийными на первый взгляд, но жесткими в реальности установками сектантской «территории счастья».

Ту среду, в которую вглядываются, внедряясь в ее закоулки, новые режиссеры-документалисты, можно было бы назвать территорией крайностей. Вот московский подросток, не знающий, куда приткнуться, чем заняться, разве что сыграть в дикообразную игру и – либо испытать подобие наркотрипа, либо погибнуть. Таков герой «Собачьего кайфа» Ивана И. Твердовского (конкурсная программа). Любители этих игрищ, имитирующих быстрое, будто после долгой охоты, дыхание собаки с последующей задержкой дыхания, после которой игрока кто-то душит, а он испытывает, если не задохнется, невероятные видения, далекие от привычных ощущений рутинной повседневности, тоже своеобразная секта «счастливчиков», пусть и не скованная общей жизнью, работой. За последние десять лет погибло более тысячи подростков – эскапистов (от) постылой реальности, игравших в «собачий кайф».

adf--sobachy-kaif
«Собачий кайф», режиссер Иван И. Твердовский

Вот и герой Твердовского, завязавший со страстью игрока-собаки – рискованной травестии давнишних акций Олега Кулика, о которых эти детки наверняка не слыхали, опять на нее сподобился. И склонил попробовать кайф свою зазнобу, которую нашел в Интернете и которая, будучи много старше влюбленного парнишки, в долгих матерных монологах над ним потешается. Ну, и задыхается, «как собака». Уф. Как не поверить Алексею Балабанову, герои которого – в последнем его фильме – стремятся к счастью, оно же избавление от надоевшей жизни, а именно: к счастливой смерти. И повторяют с настойчивым упоением «я тоже хочу».

Андрей Сергеевич Смирнов (председатель жюри) в своем приветствии фестиваля объявил свой принцип оценки фильмов, которые бывают только «хорошими» и «плохими» (все остальные градации – абсолютно условны). Речь, конечно, идет не столько о вкусовщине конкретных оценщиков – будь то жюри, критики или публика, – но о том, что талант режиссера, его умение сделать фильм, а не застрять на плохо скроенном наблюдении нередко заслоняются исключительными сюжетами, которые и составляют «хлеб, соль» документалистов. Так вот в конкурсной программе пока был единственный отменный по режиссуре фильм: «Лето с Антоном» Ясны Крайинович (производство кинокомпании Жан-Пьера и Люка Дарденн).

Тринадцатилетний Антон живет с бабушкой в каком-то поселке. Мама пьет, изредка появляется и вскорости исчезает. Ее мы не увидим. О ней вскользь и сухо упоминает мальчик. Ему бабушка рассказывает перед сном смешную, ею сочиненную сказку, но никакой жалостливой педалью или безнадегой режиссер не обольщается. Зато нежность и глубокая невысказанная одинокость двух близких людей разлита в их скудном доме, в равнодушном пейзаже, в привычных отношениях. На лето Антон отправляется в военизированный лагерь «Каскад». Тут все по-взрослому. Учения, строгий распорядок, политзанятия, на которых обучают мочить террористов-исламистов. А перед обедом мальчишки читают «Отче наш». А на вопрос какого-то мальчика, нельзя ли направить «иноверцев» на путь истинный, прошедший чеченские войны капитан отвечает, что их, как «бешеных псов», надо уничтожать.

adf--leto-s-antonom
«Лето с Антоном», режиссер Ясна Крайнович

Однако весь этот страшный сюжет о взрослении мальчиков, которых готовят к убийству, подчинению приказам, жестокосердию при соблюдении православных обрядов, снят с ясным пониманием режиссера, что такое ритм, крупности, монтаж, переменчивость настроений. В природе, в движении сюжета, репликах. В домашней и лагерной повседневности. В том, как камера видит лица мальчиков, а не только смотрит на них. В каких ракурсах снимает лагерное начальство, а как – дремлющую у крыльца бабушку, к которой внук вернулся из летнего лагеря. А будто – с войны.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

«Культура — это секретная служба»

21.11.2012

Выступление социолога, главного редактора журнала «Искусство кино» на заседании президентского Совета по правам человека всколыхнуло медийный бомонд. Кто-то услышал в его словах призыв к цензуре на телевидении, иные разглядели банальный плач по культуре. Но сам Даниил Дондурей, человек, благодаря которому в словарь президента вошло богатое словосочетание «культурный код», полагает, что его вообще не поняли. И объясняет «Новой газете» — почему.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

В конкурсе «Неделя критики» приз получил режиссер из России

24.05.2013

Кинорежиссер из Санкт-Петербурга Дарья Белова, чей фильм «Иди и играй» (Komm und Spiel), участвовал каннской в программе «Недели критики», получила приз «Открытие». Черно-белый 30-минутный Komm und Spiel снят в рамках обучения Беловой в берлинской Немецкой кино- и телеакадемии (Deutsche Film- und Fernsehakademie Berlin или dffb) и посвящен Второй мировой войне. Главный герой — десятилетний русский мальчик. Бюджет фильма, по словам режиссера в интервью газете «Известия» составил 15 тысяч евро. Половина этой суммы была потрачена на 16-миллиметровую пленку. Актеры фильма работали бесплатно.