Судьба солдата в Америке. «Закон ночи», режиссер Бен Аффлек
- Блоги
- Нина Цыркун
О выходящей сегодня на большие экраны 128-минутной криминальной драме – Нина Цыркун.
«Закон ночи» – четвертый режиссерский проект Бена Аффлека и второй по роману Денниса Лихэйна, а еще и дань уважения классическим гангстерским фильмам студии «Уорнер Бразерс», которые там снимали с 30-х по 70-е годы прошлого века. Сценарий Аффлек написал сам, ступив, надо сказать, на скользкую тропу чрезмерного упования на оригинал. Ведь в чем суть искусства драматурга, адаптирующего чужую книгу? Как раз в адаптации – надо взять заведомо избыточный материал и отсечь все лишнее, чтобы получилось новое цельное произведение, приспособленное к экранизации. Но Аффлек не стал ничем жертвовать, и в итоге получил сценарий, больше напоминающий дайджест сериала, в котором заявлено множество тем и подсюжетов, ни один из которых не развернут и не доведен до кондиции.
«Закон ночи», трейлер
Повествование начинается после Первой мировой войны, в ревущие 20-е и ведется от лица главного героя, этнического ирландца Джо Коглина, который констатирует свое обращение в вора-налетчика: «Я ушел на войну солдатом, а вернулся преступником… Поклялся больше не исполнять ничьих приказов». Исходя из этой посылки, можно было бы сосредоточиться на психологических фрустрациях человека, решившего жить единственно по законам, им самим над собой признанным, а оказывающимся марионеткой в руках гангстерских боссов, но эта тема уходит в песок под напластованием сюжетных перипетий, выплывая лишь в финале. Кроме этой линии, в фильм втиснуты взаимоотношения Джо с отцом (Брендан Глисон), заместителем суперинтенданта бостонской полиции, что само по себе тянет на полноценный фильм (тем более, что задействован такой мощный актер), а также: два любовных романа (женские истории, представленные Сиенной Миллер и Зои Салдана, сведены до обидного синопсиса);, трагическая судьба пострадавшей от негодяев дочки полицейского Лоретты (Элль Фаннинг) и ее безумный религиозный фанатизм; противостояние разноэтнических гангстерских кланов и превращение самого Джо, ветерана войны и «честного» вора в гангстера-убийцу наперекор собственным нравственным принципам.
«Закон ночи»
Помимо этих частных мотивов в картине обсуждаются общегосударственного, если не сказать общечеловеческого, масштаба темы - смысл и последствия сухого закона и легализации наркотиков и азартных игр, а также материальной помощи закадровым кубинским повстанцам. Ну и кое-что по мелочи.
Несмотря на неистовую страсть, которую в первой части фильма демонстрируют Джо и Эмма Гоулд (Миллер), после исчезновения подружки Джо без труда находит ей не просто заместительницу Грасиэлу (Салдана), а ту, с которой он узнал, что такое «настоящая любовь». Впрочем, о качестве чувства зритель узнает от самого рассказчика, а то вряд ли бы нашел нужное число отличий. Между тем обе героини – беспутная наводчица Эмма, так неожиданно обнажившая свою душу, и Грасиэла, темнокожая кубинка-иммигрантка, играющая на темной стороне, но благородная и мечтающая о простом женском счастье, вполне заслуживают отдельного киноромана.
«Закон ночи»
Да, как единое целое фильм не сложился, и все же, несмотря на все сказанное, «Закон ночи» смотрится с удовольствием. Потому что Бен Аффлек отнесся к своему проекту с любовью, потому что он любит кино, на котором вырос, и он постарался, чтобы мир этого кино был со всей тщательностью воспроизведен. Хитроумные игры итальянского дона Мазо Пескаторе и ирландского босса гангстерской банды Альберта Уайта, перестрелки и автомобильные погони – все это выполнено с блеском, достойным высокого стиля Warner Bros, как и просто вмонтированные для красоты план-эпизоды: пылающий в пруду автомобиль, отражающийся в воде; капля крови, упавшая в бокал с вином и расплывающаяся кругами; снятый с птичьего полета мост, по которому несутся навстречу друг другу две машины, чтобы разъехаться навсегда. И, конечно, после всяких жестоких передряг ни пятнышка не остается на белом костюме Джо Коглина. Вообще костюмы – мужские из фланели палевых тонов, дамские шифоновые или креповые платья и блузки, точно соответствующие тогдашней моде, – отдельная радость для глаз, и я бы приветствовала номинацию Жаклин Уэст на «Оскар» за ее вклад в «Закон ночи».