Священный ужин. «Сплит», режиссер М. Найт Шьямалан
- Блоги
- Нина Цыркун
В прокат вышел новый фильм М. Найта Шьямалана «Сплит» – авторская вариация на тему множественных личностей, живущих в одном весьма опасном сумасшедшем (Джеймс МакЭвой). О том, как автор «Шестого чувства», «Явления» и «Визита» справился с этим сюжетом, памятным еще по «Психо» Альфреда Хичкока, рассказывает Нина Цыркун.
Зрителю сообщается, что в одном человеке живут 23 независимые, абсолютно разные и даже разнополые личности, которых можно обозначить именем их «альфа-самца» Кевином – или, как он называет себя сам, «предводителем орды». Конечно, изобразить неполные две дюжины персонажей одному актеру было бы слишком утомительно, а сценаристу-режиссеру вместить всех в рамки одного фильма – просто невероятно, да и зритель в этом калейдоскопе быстро потеряется. Так что сыграть Джеймсу МакЭвою выпало всего девятерых. Впрочем, «сыграть» – сказано слишком громко: скорее, он как бы набросал своих персонажей несколькими штрихами, не вкладывая в них чересчур много профессионального мастерства и не выходя за пределы актерских проб – на большее здесь не хватало ни сценарного материала, ни экранного времени.
«Сплит»
М. Найт Шьямалан любит междумирья и пограничья. Но больше всего он обожает усыпить или отвлечь внимание зрителей какой-нибудь броской деталью или даже просто внешним течением действия, в то время как сам давно уже рассказывает о чем-то совсем другом. Никого не обманывая, Шьямалан аккуратно расставляет на видных местах знаки-указатели, но делает это так, что мы не успеваем или ленимся их заметить и расшифровать. В «Сплите» режиссер напоминает нам об этой своей манере, произнося словами одного из персонажей и как бы настраивая нашу оптику: «Когда целишься, держи оба глаза открытыми!».
Шьямалан показывает МакЭвоя, часто взятого крупным планом и меняющего не маски даже, а личности (или эго-состояния), – и мы послушно следим за этими разительными превращениями. Вот злобный киднэппер Деннис, похитивший трех девочек-старшеклассниц и удерживающий их в мрачных подвалах; вот манерный fashion-дизайнер Барри; вот недоумок с мозгами девятилетнего ребенка Хедвиг; вот миролюбивая Патрисия… Никто из них не объясняет похищенным девочкам, зачем они похищены и что им грозит. Кто-то успокаивает – мол, ничего плохого не случится, а кто-то мимоходом бросает зловещие слова «священный ужин».
«Сплит», трейлер
Основное действие протекает в замкнутом лабиринте жилища, где Деннис прячет своих пленниц. Потайные комнаты, извилистые коридоры, двери, ведущие в тупики с голой потрескавшейся штукатуркой, намекают на то, что интерьер – отражение больного сознания Денниса. Сам он, конечно, – одна из многочисленных модификаций хичкоковского Нормана Бейтса, так что поначалу и Патрицию начинаешь считать заместительницей мамаши. Так или иначе, нам указано на происхождение психической травмы, поделившей сознание несчастного ребенка на злосчастное множество непохожих, но вынужденных существовать под одним черепом персоналий. Поначалу кажется, что к отгадке нас приведет Барри – единственный из «орды», способный осмысленно и незлобиво общаться с человеком из большого мира. Его доверенное лицо – пожилая дама, психотерапевт, профессор Флетчер (Бетти Бакли), чья специализация – диссоациативные расстройства личности. Флетчер выдвигает смелую идею, что пациентов с таким диагнозом надо не лечить (или сводить лечение к настраиванию на определенную волну, обеспечивающую пациенту безопасное положение в мире), но исследовать как обладателей чрезвычайного интеллектуального потенциала, за которыми будущее.
Следуя этой концепции, доктор Флетчер терпеливо и благожелательно ищет способы включения «орды» в сферу перспективного (и нынче модного) инклюзивного наблюдения. Тем временем мы видим, что творится у «них» в доме; видим, как пленницы, каждая по-своему, пытаются вырваться на свободу, и что из этого получается. Самой осмотрительной из них кажется Кейси (Аня Тейлор-Джой) – та самая, которую научили целиться с открытыми глазами. Она не сумела органично вписаться в школьный коллектив, и на праздник, после которого похитили девочек, ее пригласили скорее всего из жалости или благодаря воспитываемой с детства толерантности по отношению к тем, кто не соответствует общепринятому ранжиру. Ее неординарность и должна помочь в этой экстраординарной ситуации. Кейси оказывается не просто боевой «скаут-герл», как ее подружка по несчастью Клер, лезущая напролом. В мельтешенье разнообразных индивидов эта угрюмая молчунья сумела рассмотреть нечто главное – что могло стать понятным только ей, с ее собственным травматическим опытом.
«Сплит»
Шьямалан выводит финал на неожиданный уровень, обманывая многие зрительские ожидания и наталкивая на пессимистичные раздумья. Одна из тем для них – сюжетно разыгранный тезис, что попытки приручить зло бесплодны, и обольщаться тут бесполезно. Другая же касается неизлечимости детской травмы, которая неизвестно когда аукнется и разнесется эхом на непредсказумый простор. В «Шестом чувстве» Шьямалан намекнул на то, что среди нас ходят немало мертвецов, о чем мы не подозреваем. В «Сплите» он подбросил еще одну наводку, настраивая нас на то, чтобы мы учились быть внимательными не только в кинозале.