Танцующее кино
- Блоги
- Анна Прийдак
В Амстердаме десятилетний юбилей отметил международный кинофорум Cinedans. С 1 по 9 марта 2013 г. зрители могли увидеть 75 фильмов, связанных с танцем и отобранных из 300 киноработ, присланных из 24 стран. О политике, истории и нынешних лауреатах этого фестиваля с названием, вполне отражающим его суть, – синтез киноискусства и танца – рассказывает Анна Прийдак.
Организаторы Cinedans – балерина Жанин Дайкмейер (Janine Dijkmeijer), как раз перед началом фестиваля 2013 г. назначенная новым бизнес-директором Нидерландского национального балета (Het Nationale Ballet), и Ханс Бейнхаккер (Hans Beenhakker), и бывший танцовщик, ставший кинорежиссером, – еще в 1993 году решили, что Европе необходим аналог американского Dance Media Film Festival. Несколько лет Cinedans был частью ежегодного международного форума современного танца в Амстердаме Julidans, пока в 2009 г. из-за непривычной для голландцев жары (а проходил он всегда в июле) мероприятие не осталось практически без публики. Дайкмейер и Бейнхаккер решили отделиться и перенести кинопоказы на весну, чтобы не быть заложниками погоды. К этому времени предлагаемые ими программы уже получили известность среди балетного мира, к фестивалю 2013 года сложился и альянс с киношниками, и только что переехавший в новое ультрасовременное здание Музей киноискусства Eye Filmmuseum гостеприимно распахнул для них свои двери. Он же привлек новую публику из числа любителей кино и просто любопытных туристов.
Choros. Режиссеры Michael Langan, Terah Maher. Хореография Terah Maher
Идеальный танцевальный фильм в представлении организаторов фестиваля – результат взаимодействия двух видов искусства: хореографии и кинематографа, при этом предпочтение при отборе отдается балетам и современным танцам, специально поставленным для съемок, и адаптациям сценических постановок. «Кинорегистрации» существующих постановок получают решительный отказ. Бизнес-директор фестиваля Мартине Деккер (Martine Dekker) рассказала, что в этом году многие фильмы оказались на грани танцевального и других жанров.
Что может случиться
Ярким примером такой пограничности стала совместная работа режиссера Дэвида Хинтона и Сиобхан Дэвис, бывшей балерины. Хинтон (David Hinton) – один из самых знаменитых режиссеров, работающих сегодня в жанре танцевального фильма, автор многочисленных документальных фильмов об искусстве и самых разных его представителях – о художнике Фрэнсисе Бэконе, кинорежиссере Майкле Поуэлле, хореографе Кэрол Армитаж и др. Его картины неоднократно были отмечены призами Британской киноакадемии BAFTA (в частности, документальные картины «Бернардо Бертолуччи и "Последний император"», «Создание легенды: Унесенные ветром»). Сам Хинтон считает, что «создание танцевальных фильмов – самое интересное занятие для кинорежиссера. В своей основе создание фильма и создание танца – очень похожий род деятельности; и в том и в другом случае вы имеете дело с приданием структуры действию. Если воспринимать кино просто как формальный язык и забыть об актерской игре и разговорах, – то можно любой фильм рассматривать как танцевальный. В фильме режиссер берет образы движения, действия, и пытается связать эти образы воедино, в определенном ритме и с определенной экспрессией. В этом смысле фильм и танец работают в одном русле».
Для создания последнего фильма «Все это может случиться» (All This Can Happen, Англия, 2012, 50 минут) Хинтон отправился в архивы, где нашел кадры первых дней появления кино. Их плохое состояние использовалось как художественный элемент. Следующий этап заключался в подборе подходящей музыки, причем было решено монтировать кадры таким образом, чтобы каждый из них оставался на экране столько времени, сколько звучит нота музыкального произведения. Дэвид Хинтон признался, что при создании фильма его больше всего интересовал контрапункт: создание различных ритмов и смыслов через противопоставление одних потоков звука или изображения другому. Он хотел создать «психологический 3D» или «кубический портрет души и рассудка», в котором сосуществуют наблюдение и фантазия, память и домыслы. Поиск сюжета и главного героя начался лишь после завершения разработки технических идей, и случайно был обнаружен подходящий рассказ – «Прогулка» швейцарского писателя-модерниста Роберта Вальзера. Изображения на экране, постоянно разделенном на стоп-кадры, иллюстрируют монолог непризнанного поэта. Можно ли назвать этот фильм танцевальным? В нем нет танца в строгом смысле слова, зато есть глубокое исследование обычных человеческих движений, соединенное с музыкой.
All this can happen («Все это может случиться»)
Фрагменты фильма «Все это может случиться» можно увидеть на сайте Сиобхан Дэвис.
Номинации
Хинтон претендовал на одну из четырех номинаций – приз публики, который традиционно вручается в последний день фестиваля. Однако получили его не столь известные режиссер Баудевяйн Кооле (Boudewijn Koole) и хореограф Якоп Албом Эмио (Jakop Ahlbom Emio) за 8-минутный фильм Off Ground – о мальчике и его умирающей матери. Переход от жизни к смерти представлен через два временных отрезка-эпизода: в первом мать полна энергии и играет с сыном, а во втором медленно теряет силы.
Off Ground. Режиссер Баудевяйн Кооле (Boudewijn Koole), хореограф Якоп Албом Эмио (Jakop Ahlbom Emio)
Создатели танцевального кино могут также рассчитывать на премию от Нидерландского благотворительного фонда Dioraphte – это скульптура, созданная Пьерлуиджи Помпеи (Pierluigi Pompei) и денежный приз €7500. Критерии отбора – хореография, операторская работа, звук, монтаж, но главное, по определению Мартине Деккер, степень эмоционального воздействия на зрителя. В нынешнем году эту премию получил Борис Зейвальд (Boris Seewald) за 7-минутный фильм Momentum о спонтанном танце юноши, который втягивает в него, свой танец, всех окружающих.
Momentum. Режиссер Борис Зейвальд (Boris Seewald)
Дэвид Родригез Гимено (David Rodríguez Gimeno) был награжден поощрительным призом от этого же фонда в размере двух тысяч евро за 3-минутный панорамный, снятый в Антарктике фильм Develop/Movement NO. 1 (Испания, 2011).
Develop/Movement NO. 1. Режиссер Дэвид Родригез Гимено (David Rodríguez Gimeno)
Последняя премия вручалась за победу в конкурсе одноминутных фильмов. В 2013 году из 150 присланных фильмов было отобрано 30, и победителем стала нидерландская картина In a Rush Бобби Рулофса (Bobby Roelofs), Тима Тирхорфта (Tim Terhorft) и Макса Дорсман-Леймстра (Max Dorsman-Leemstra). К слову, этот фильм был включен в программу международного турне Cinedans, проводящиеся с 2006 года по всему миру. В рамках российских гастролей Cinedans проходил в разные годы в Красноярске, Нижнем Новгороде и Ярославле. В 2013 г. Cinedans отправится в Бейрут (Bipod Festival), в Бухарест (Explore Dance Festival) и в Рио де Жанейро (Tempo Festival).
Еще одна – не афишируемая, но тоже ценная награда для создателей понравившихся организаторам фильмов, – их почти обязательное включение в программы других, голландских и международных, танцевальных и кино- смотров.
Финансы
В последние годы организаторам фестиваля, как и всем голландским деятелям культуры, пришлось приспособиться к сокращению государственных субсидий. Сегодняшний бюджет Cinedans формируется следующим образом: 65% – взносы от частных благотворительных фондов и предприятий (некоторые из них, например, фотографы и типография, помогают не деньгами, а бесплатными услугами), 25% – государственные дотации, 10% – доходы от продажи билетов.
Государственные дотации собирают из разных организаций. Например, одним из спонсоров уже давно стала мэрия Амстердама. Другой источник – средства из госбюджета, выделяемые на детские образовательные программы (поэтому, к слову, ни один здешний кинофестиваль не обходится без специальных показов для детей). Не стал исключением и Cinedans, пошедший еще дальше и пригласивший студентов присылать свои работы. Некоторые госспонсоры финансируют отдельные фестивальные проекты, например, Point Taken – междисциплинарный проект Нидерландского фонда медиакультуры, Фонда исполнительских искусств, телевизионного канала NTR и Cinedans. Совместную заявку на субсидию для создания фильма в сумме 90 тысяч евро могут подать продюсер, хореограф и режиссер, проживающие и работающие в Нидерландах.
Одно из условий – фильм не должен базироваться на уже существующей сценической постановке. В случае положительного решения комиссии, помимо денег гарантируется демонстрация фильма на фестивале Cinedans и на телеканале NTR. В 2013 г. у подающих заявку впервые появилась возможность предварительно обсудить ее с экспертами и услышать их рекомендации, и эти беседы стали частью программы фестиваля. В 2013 г. прошел уже четвертый выпуск проекта Point Taken, в рамках которого были представлены пять коротких фильмов.
Гости
Безусловным хитом стала программа, посвященная мэтру нидерландского балета Хансу ван Манену (Hans van Manen), которого в Голландии называют Мондрианом балета.
В 18 лет он вступил в труппу Сони Гаскелл, ученицы известной русской балерины Л.Н. Егоровой. Через год перешел в балет Нидерландской Оперы, где оставался в течение семи лет в качестве солиста и начинающего хореографа. В конце 1950-х годов в Нидерландах между различными балетными труппами возникли конфликты, которые вынудили его уехать в Париж, где он присоединился к труппе Ролана Пети. Однако в 1960 году ван Манен вернулся, чтобы войти в отколовшуюся группу танцоров из труппы Гаскелл и создать вместе с ними новаторский Нидерландский танцевальный театр (Nederlands Dans Theater, NDT) в Гааге. С 1973 по 1985 г. он был хореографом в Нидерландском национальном балете, пока внутренние споры не вернули его в NDT в 1988 году. Еще 15 лет прошло, прежде чем новая волна дискуссий в 2003 г. вновь не привела Ханса ван Манена в Нидерландский национальный балет, где он и работает по сей день. Всего ван Манен поставил более 120 балетов в Нидерландах и за рубежом: в Stuttgart Ballet, The Royal Ballett, Национальном балете Канады, Сан-Франциско и в American Dance Theater. Вне танца ван Манен хорошо известен как фотограф. Его работы, часто гомоэротические, участвовали во многих на международных выставках.
Metaforen (1965). Режиссер Ханс ван Манен. Фото Angela Sterling
В основе стиля ван Манена лежит классический балет, но присутствуют и элементы американского современного танца, а также гимнастики, боевых искусств и повседневных жестов. Сильное влияние оказал на балетмейстера Джордж Баланчин. Как фотографа, ван Манена очень интересует, что именно видит аудитория. Этому аспекту посвящено одно из его самых известных произведений, Live на музыку Франца Листа (1979, Нидерландский национальный балет; здесь можно увидеть фрагменты видео). Во время балета оператор Хенк ван Дайк, постоянно работающий с ван Маненом, снимает балерину на сцене, и одновременно ее движения проецируются на большой экран. Когда балерина вдруг покидает сцену, оператор следует за ней, и на экране демонстрируется происходящее вне зала. Практически оператор становится участником балета, так как его движения и то, что именно он снимает, – тоже часть хореографии. Именно через кинооператора зрители видели больше половины всего балета. Этот спектакль ознаменовал начало эпохи, когда для большей выразительности в балете стал применяться синтез с другими видами искусствами, в частности, с кино и мультимедиа, что изменило привычное восприятие зрителя, увидевшего танцоров не только с привычного расстояния, но и вблизи, и при постоянно меняющейся перспективе. Действие балета стало при необходимости переноситься со сцены в неожиданные места и ситуации, как, например, в телебалете «Каин и Авель» (1961, Нидерландский танцевальный театр), снятом на пароходе, плывущем по каналам Амстердама.
Ван Манен – первый голландский балетмейстер, чьи работы появились на телевидении, причем не через годы после сценических премьер, а одновременно с ними. Это привлекло и большое количество публики на балет. Конечно, и технические, и художественные достижения современного динамичного мира еще не раз повлияют на суть дискуссий о границах жанра танцевального кино, но если мы на время вернемся в XX век, то увидим, что совместное творчество балетмейстера и кинооператора началось с тех самых регистраций балетов, которые сейчас не допускают до участия в Cinedans. Ван Манен и Хенк ван Дайк гордятся своей видеотекой, постоянно используемой для ввода новых членов труппы в балетные спектакли. Оба мэтра танцевального кино уважительно называют эти записи «балетными партитурами».
P.S. Кстати, несмотря на то, что сами голландцы считают свой Cinedans единственным фестивалем своего рода в Европе, есть его тематический аналог и в России – так, в ноябре-декабре прошлого года в Санкт-Петербурге состоялся VII Международный фестиваль танцевального кино «Кинотанец».