Вилли Ломен в Тегеране. «Коммивояжер», режиссер Асгар Фархади
- Блоги
- Нина Цыркун
На большие экраны вышел один из главных иностранных претендентов на "Оскар" — фильм Асгара Фархади "Коммивояжер". Пока иранский режиссер и исполнительница главной роли отказались приезжать в США на торжественную "оскаровскую" церемонию в знак протеста против антииммигрантских указов и заявлений Дональда Трампа, Нина Цыркун проследила параллели этой экранизации с оригинальной пьесой Артура Миллера, по которой фильм снят.
Название фильма Асгара Фархади отсылает к знаменитой пьесе Артура Миллера, написанной почти семьдесят лет назад. Оно, конечно, всколыхнет в душах тех, кому не чуждо имя американского драматурга, заведомо теплые чувства и острое любопытство – как иранский режиссер обошелся с западной социо-психологической матрицей, как использовал ее применительно к сегодняшнему обществу своей страны.
Фархади (он и автор сценария) начинает с сильного драматургического приема, вводя зрителя в режим античной трагедии: дом, где живет супружеская пара Рано (Таране Алидости) и Эмад (Шахаб Хоссейни), сотрясается от страшных толчков и вот-вот рухнет. Соответственно, Рано и Эмад в буквальном смысле подвергаются удару судьбы, а рок неотступно следует за ними, настигая и там, куда они переселились. Трагедийный пролог, по канону, предполагает развязку, а между ними Фархади располагает психологический триллер о мести, заблуждениях, лжи во спасение и убийственной правде.
Повествование строится на привычной для режиссера структуре экстремальной ситуации — преступления и поисков виновного. Если в своих прежних фильмах – «Развод Надера и Симин», «История Элли», «Секреты прошлого» – Фархади раскладывал роли и функции на целые ансамбли персонажей, скрывая истину в хитросплетении мотивов, то здесь он сконцентрировался на вглядывании в двух главных героев – так же, как в пьесе Артура Миллера. Остальные персонажи – соседи по дому, люди из театральной труппы – выполняют роль хора, дополняющего и проясняющего информацию, благодаря чему нарратив становится особенно отчетливым. Детективная линия обрывается задолго до финала, и акцент смещается с ответа на загадку на то, как люди справляются с обнаруженной истиной.
«Коммивояжер»
Подобно тому, как участники древних ритуальных действ надевали на себя маски, герои фильма Рано и Эмад – актеры небольшого театра – выходят на сцену, разыгрывая роли мужа и жены в «Смерти коммивояжера», пьесе Миллера, которая становится комментарием к тому, что происходит в их собственной, частной жизни. Миллер не уточнил, какой именно товар толкает его герой Вилли Ломен. Понятно, что коммивояжером в каком-то общем смысле может считаться каждый из нас, поскольку все мы продаем на рынке труда свои знания, умения и способности. «Смерть коммивояжера», по-видимому, должна была настроить зрителя на тему страстей, просыпающихся в обыкновенном, неконфликтном, благоразумном человеке от отчаяния. У Миллера эти страсти – ярость и готовность к насилию – в итоге оборачиваются против него самого, обрушивая заслуженную кару. Герой Фархади Эмад тоже, как и Вилли Ломен, «сам не зная как», вдруг «съехал с дороги».
И выясняется, что актер, глубоко проникшийся горестной судьбой далекого американского коммуниста Вилли Ломена, в реальной жизни оказывается неспособным проявить такое же сочувствие. Любопытно, что Эмад еще и работает учителем литературы в старших классах. Ученики его любят, о чем сами говорят. Нравиться другим – это то, чего так хотел Вилли Ломен, в чем он видел секрет успеха, и в чем на самом деле ошибался; никто не пришел на его похороны. Подобно Вилли, Эмад тоже совершает самоубийство – правда, не реальное, но символическое – в глазах Рано. Как и миллеровская Линда, Рано считала своего мужа лучшим в мире, а он фактически отказывается вникнуть в ее проблему и помочь жене решить ее – и потому как бы перестает для нее существовать. Хуже того: он совершает роковой поступок, от которого был предостережен.
«Коммивояжер»
Иранские мотивы подключаются к повествованию как бы вскользь, обертонами. Например, когда на репетиции спектакля герои обсуждают исключение некоторых эпизодов – по причине цензуры. Но от внимания зрителя не должно ускользнуть главное – то, что отравляет существование Рано и объясняет ее поведение. Героиня утаивает, что случилось с ней на самом деле, не желает обращаться в полицию из боязни навлечь на себя гнев шариата. Как и в каждом своем фильме, Фархади и здесь сохраняет в сердцевине истории тайну, что удается не каждому режиссеру и что делает кино магическим искусством.