Волк из джунглей
- Блоги
- Нина Цыркун
«Я сыграл столько драматических ролей, а получаю «Золотой глобус» за комическую», – сказал Леонардо ДиКаприо на церемонии вручения премии Голливудской ассоциации иностранной прессы. Кроме того, за роль Джордана Белфорта в фильме Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит» он получил и номинацию на «Оскар», который ему должны уже, наконец, дать. Всего же эта черная комедия получила пять оскаровских номинаций, причем все по главным категориям – за режиссуру, сценарий, лучший фильм, за главную мужскую роль и мужскую роль второго плана. С подробностями о картине – Нина Цыркун.
Мартин Скорсезе должен, конечно, разделить успех с автором сценария Теренсом Уинтером, который был также сценаристом и продюсером гангстерской саги «Клан Сопрано». «Сколько себя помню, всегда хотел стать гангстером, – говорил один из скорсезевских «Славных парней» Генри Хилл. «Сколько себя помню, всегда хотел стать богатым», – вторит Джордан Белфорт, «Волк с Уолл-стрит», как назвала его пресса. Тот и другой – братья по крови и по профессии (как рифмуются и два эти фильма Скорсезе): тупо отбирать или хитроумно мошенничать – разве не все равно?
«Волк с Уолл-стрит»
Для того, чем занимался Белфорт, можно найти и еще одно сравнение – мастурбация. Недаром именно с нее начинается введение новичка Джордана в курс дела, мастер-класс, который дает ему за ланчем его первый босс Марк Ханна (Мэтью МакКонехи). Онанизм – почти что синоним банковских операций, с помощью которых деньги производятся из денег, то есть рождается не реальный продукт, а символический эквивалент.
«Волк с Уолл-стрит», трейлер
«Первое правило Уолл-стрит: неважно, кто ты, Уоррен Баффет или Джимми Баффет, во всяком случае, никто из брокеров, никто не знает, куда идет биржевой курс – верх, вниз или на хрен вбок. Но нам надо притворяться, что мы знаем». Так что для этого ремесла вовсе нет необходимости быть большим умником, и потому Джордан набирает в свою компанию не высоколобых выпускников престижных университетов, а своих ребят, приятелей с детства, которые промышляют кое-чем по мелочи. Только один из них не вошел в команду, потому что торговал куаалюдом и сам сделался королем на районе. А самым близким конфидентом и финансовым партнером стал и вовсе слабоватый на голову торговец детской мебелью Донни Азофф (Джона Хилл). Белфорт знал, что эти ребята лишнего не спросят и вдаваться в тонкости биржевых операций не захотят. Как натасканные охотничьи псы, они будут рвать жилы, выматывая душу из клиентов, заставляя покупать акции: бедным впаривать дешевые, богатым – ценные. (За биржевые аферы и отмыв денег реальный Белфорт, по мемуарам которого поставлен фильм Скорсезе, отсидел меньше двух лет, причем в условиях, приближенных к курортным и, по его словам, наслаждался там свободой и не чувствовал стеснения в средствах.)
«Волк с Уолл-стрит»
Поскольку наука и знание особой роли в биржевом деле не играют, фильм посвящен не столько способу зарабатывать деньги, сколько возможностям их тратить. Гопота, дорвавшаяся до больших бабок, не знает удержу: жена – так супермодель, яхта – так длиннейшая, автомобиль – самый скоростной, ресторан – самый дорогой. «Старые деньги», как и люди, добившиеся богатства умом, трудом и талантом (как Билл Гейтс, например), эдакому удальству не подвержены. Они знают истинную цену этим бумажкам. А если истинной цены не знать, то легко со всем расстаться: красавицу-жену можно сбросить с лестницы; напившись, можно посадить в машину крошку-дочь на переднее сиденье и ударить по газам; ну и скрысятничать при случае, как в свое время сделал это Генри Хилл.
Скорсезе и Уинтер нашли самый оптимальный способ экранизировать мемуары: рассказывая историю от первого лица, главный герой обращается прямо к зрителю, глядя непосредственно в камеру. – Уолл-стрит – это джунгли, – говорит он и берется взять на себя роль нашего проводника в мире дикой наживы, делаясь больше похожим на виртуоза стенд-ап комедии.
«Волк с Уолл-стрит»
Эмоциональная взвинченность, разогретая наркотой, повторы и затянутые эпизоды как будто противоречат одному из правил Скорсезе – любой ценой избегать избыточности, повторяющихся акцентов. Впрочем, к эмоциям режиссер обычно не так строг; главное – не артикулировать месседж, даже просто тематический, не допустить объяснения замысла. При всей эстрадной показушности Белфорта, при всей его откровенности, так магнетически сыгранной ДиКаприо, он оставляет о себе то же впечатление в финале, каким оно сложилось в начале: смесь безграничного цинизма с обаятельной харизматичностью. Ничего более. Но, собственно, больше ничего и нужно: это именно то, что помогает продавать товар. Работенка довольно черная. Название фильма Бена Янгера Boiler Room примерно с таким же антуражем (это был первый фильм, навеянный историей Белфорта) у нас перевели «Бойлерная». По сути точно, но на самом деле в английском уже укоренилось значение этого фразеологизма как «контора по продаже незарегистрированных ценных бумаг по телефону», «комната, в которой работают дилеры по ценным бумагам», то есть где кочегарят эти ушлые ребята. И племя их будет расти и расти – какие залы на своем мастер-классе собирает Белфорт, какие залы, заполненные кроликами, поедающими глазами удава…