Волны те

  • Блоги
  • Вячеслав Курицын

Вячеслав Курицын о двух прошлогодних вариациях на тему «Сталкера» – театральной постановке Алексея Янковского (одноименный спектакль в екатеринбургском театре «Волхонка») и кинематографической версии Алексея Балабанова (х.ф. «Я тоже хочу»).

 

Спектакли по сценарию фильма (не по пьесе, которая может быть источником и того, и другого, а именно по сценарию) встречаются. Однажды мне, скажем, «Кабинет доктора Калигари» довелось в постановке Боба Уилсона посмотреть. Но кабинет понятно как переставить на сцену, а вот «Сталкер» - там надо гайки с бинтами швырять. Куда, в зал, что ли, швырять?

stalker-volh1
«Сталкер»

Швыряли (Театр «Волхонка», Екатеринбург, режиссер Алексей Янковский, девяносто минут, премьера май-2012) поперек сцены, а сцена маленькая, и света было мало, и никаких декораций, да и спектакля, собственно, не было, актеры раскачивались вокруг столба, как пьяные тени, выкрикивали знакомые слова. «У меня нет совести. У меня есть только нервы. Обругает какая-нибудь сволочь — рана. Другая сволочь похвалит — ещё рана. Душу вложишь, сердце своё вложишь — сожрут и душу, и сердце. Мерзость вынешь из души — жрут мерзость».

stalker-volh2
«Сталкер»

Оторванные от привычного контекста, слова зависали в воздухе, словно гайки на мгновенно скованном морозом экране; можно было рассматривать, что они значат, эти слова. Ничего, оказалось, особо не значат: истории всех героев сводимы к тезису «мир зело несовершенен». Одна надежда на волшебную комнату, которая исполняет одно, но зато уж самое-самое желание.

Есть, впрочем, как вы помните, важнейшее уточнение: сам ты, может, уверен, что хочешь новый мотороллер, но комната (совсем в первоисточнике, «Пикнике на обочине» – золотой шар) тебя уточнит, желание выполнит только реально сокровенное, то есть почти наверняка потаенное и какое-нибудь эдакое, неаппетитное. Всюду, короче, клин, но в том, что дрезина так медленно пересекает унылый пейзаж, есть момент медитации-молитвы, освоения какой-то иной, к золотому шару несводимой метафизики, а когда просто выкрикивают из темноты поскорее текст, это похоже на митинг, а чего тут митинговать. Последние вопросы решаются в одиночных пикетах.

В фильме «Я тоже хочу» Алексея Балабанова (уроженца Екатеринбурга же, хотя здесь это вроде не важно) к «Сталкеру» отсылает не только ситуация истерического проникновения в неизъяснимую Зону. Там есть как минимум пара прямых цитат: телефон-автомат в заснеженной деревне и портфельчик (у Тарковского был рюкзак – с бомбой, чтобы комнату взорвать). Вместо шара и комнаты разрушенная колокольня. Но как-то по-балабановски резко спрямлена ситуация: загадывать ничего уже не надо, поздно, колокольня сработает как рентген, учтет, что там есть в тебе, чего нету, и либо сразу выплюнет тебя в небо с тихим всплеском бледного зарева, либо останешься валяться мертвяком в родных снегах. Предполагается, что влекомые к колокольне взыскуют счастья, и что счастье состоит в воспарении. В этом тоже есть некоторая суета, что ли: я вот не уверен, что живу для счастья. Или, во всяком случае, не для такого, чтобы вжик и в трубу. Жизнь относится, наверное, к тем вещам, которым идут очень длинные планы. Что-то, мне кажется, пересуетились оба режиссера, что киношный, что театральный. Захотели точки в тексте, обещающем много новых и неожиданных препинаний.

stalker-ja-tozhe
«Я тоже хочу»

Зато стало вдруг понятно, что сакраментальные балабановские проезды-проходы Данилы Багрова и его последователей восходят к проезду Солоницына, Кайдановского и Гринько на аварийной дрезине. Смастырю-ка я для интернета клип, в котором они пусть едут под «Наутилус» или «Аукцыон».

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  

Новости

«Ночь кино» на рубеже эпох: фильмы и лекторы

25.08.2018

Подробности о фильмах и лекторах акции «Ночь кино», программа «Рубежи», которая состоится сегодня 25 августа.