Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Время танцора, или Строгий математический разум в таинственных и туманных эмпиреях мирового кино - Искусство кино

Время танцора, или Строгий математический разум в таинственных и туманных эмпиреях мирового кино

  • Блоги
  • Сергей Соловьев

Предисловие Сергея Соловьева к книге интервью Виктора Матизена «Кино и жизнь». 

Надеюсь, вы прочитаете или хотя бы пролистаете эту книгу интервью со многими выдающимися или менее выдающимися людьми нашего и не только нашего кино, и, смею думать, это будет совсем не скучное занятие. Во всяком случае, так было для меня. Очень многих собеседников Виктора Матизена я знал и знаю лично, про кого-то наслышан, и лишь с кое с кем познакомился под этой обложкой впервые.

Большинство из них, знаю по себе, совсем не фанатеют от призрачного счастья поделиться с кем-то или даже ни с кем, а так – с пространством своими мыслями о судьбах кино - или с отсутствием таких мыслей. Виктору Матизену, как ни странно, удалось поодиночке разговорить всю эту немыслимо пеструю общность довольно замкнутых людей и соединить отдельные лица в причудливый, но целостный коллаж. Причем сделать это так, что в разговорах постоянно ощущается энергетика автора (вроде бы просто интервьюера, но, бесспорно, и автора), надеющегося, что в результате его настойчивости родится некая блестящая, холодная и безупречная формула Настоящего кино, о котором грезит его математико-кинокритическая натура. Но в большинстве случаев в происходящем воцаряется волшебная эмпирия, когда-то так славно сформулированная великим кормчим Мао: «пусть цветут все цветы». И в эмпиреях тоже цветут все цветы, но в эмпиреях, особенно в наших, отечественных, не следует забывать о прискорбном историческом прошлом, когда все это многоцветье закончилось жесточайшей маоистской «культурной революцией» (не телевизионной швыдковской, а подлинной китайской – безжалостной и кровавой. Пока же, время от времени, теряя надежду поверить алгеброй гармонию и рассчитать ход Времени, автор вместе с героями его книги, повинуясь инстинкту, пускается в нежный и загадочный танец среди цветов. К подобным танцам, как ни странно, у него есть склонность и талант. В шальных волнениях этой пляски он вдруг становится вольным художником, как бы и вовсе не озабоченным смыслом своих изящных телодвижений. Мне это очень понятно и мило. Я сам обожатель и проповедник таких танцев, хотя и во мне время от времени возникает тоска по хоть какому-то смыслу. Но он, этот самый смысл, улетучивается в завораживающем танцевальном облаке магических эмпирей. И тут, конечно, должен был бы быть востребован строгий математический расчет, с помощью которого можно определить магистральный путь – куда идем? Но ведь и без всякой математики ясно, что идем-то мы, танцуя, в никуда. И какие уж тут магистрали! А само по себе перебирание ногами так обаятельно и занятно… Впрочем, это противоречие превосходно сформулировал умница Ричард Гир. На вопрос, чем его привлекла роль в фильме «Давай потанцуем», он беззаботно ответил (возможно, пританцовывая):

«Там изображен человек, у которого вроде бы все есть – дом, жена, дети, высокооплачиваемая работа, но которому чего-то не хватает. Мне кажется, что это характерно для современной жизни, и я охотно согласился в нем сыграть. Кроме того, мне так хотелось потанцевать с Дженифер Лопес…»

Эта обаятельная логика в полной мере присуща и Виктору Матизену. Почитайте книгу, и вы поймете, как я прав. И я, и Гир, и все другие танцоры, время от времени ищущие и не находящие в этом темном деле последовательность и смысл.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

«Искусство кино» объявляет грант на бесплатное обучение в СПбШНК

31.07.2017

Журнал «Искусство кино» совместно с Санкт-Петербургской школой нового кино начинает прием заявок на участие в творческом конкурсе, победитель которого получит возможность бесплатно учиться в лаборатории экспериментального кино СПбШНК.