Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Рожи у них не того - Искусство кино

Рожи у них не того

  • Блоги
  • Нина Цыркун

 

Чем дальше от Великой Отечественной, тем свободнее чувствует себя писатель или режиссер, не говоря уж об актере, когда они касаются этой темы. В свое время критика с осторожностью воспринимала первые военные комедии, которые теперь стали классикой. В последние годы жанровая палитра военного кино стала расширяться уже без опаски, хотя наверняка не всем это нравится. Карен Шахназаров, посвятивший свой новый фильм отцу и всем людям его поколения, кстати, и сам в 60-е послуживший в армии в танковых частях, сначала продюсировал римейк «Звезды», который Николай Лебедев поставил в жанре триллера, от чего ни подвиг героев, ни острая к ним жалость не стали меньше, а теперь, в канун своего юбилея сам поставил первый фильм о войне.
В 2009 году роман Ильи Бояшова «Танкист, или «Белый Тигр» попал в шорт-листы сразу двух премий – «Большая книга» и «Национальный бестселлер», но отзывы на него были не однозначны; писали, конечно, про святость войны, про чернуху и проч. Шахназаров не испугался оказаться непонятым и взялся экранизировать спорный текст, назвав фильм «Белый Тигр».
Скажу сразу: в сценарии, написанном им вместе с постоянным соавтором Александром Бородянским, роман сильно изменился и приобрел новый финал. Исчезла и «чернуха», и изображение советских солдат «как монстров»; главный герой превратился из «Ваньки-Смерти» в Ивана Найденова, которого очень сдержанно сыграл Алексей Вертков. (Правда, лица режиссер подбирал те, из прежнего времени, и не старался найти плакатных красавцев. И один из персонажей, увидев экипаж машины боевой «из самых лучших», мрачно замечает: «Рожи у них не тово…»). В экранизации усилилось сходство книги с романом Германа Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит», а стало быть, и акцент на мифологическом звучании. Это в свою очередь предполагает особое восприятие реальности, и сама реальность предстает в ее высшем проявлении и принадлежит не только истории, но и современности. Архаичный сюжет драконоборчества приобретает здесь универсальный характер борьбы со злом, а в основе его оказывается мифоритуал жертвоприношения: главный герой отказывается от попыток восстановления своего прошлого, своей семьи, своего «я», чтобы исполнить миссию, мистическим образом заложенную в его сознание после второго рождения.
Действие происходит в конце войны, во время яростного наступления советских войск, сражающихся уже на территории Западной Европы. После одного из боев в лазарет поступает танкист, обгоревший на 90 процентов – выжить у него нет ни единого шанса. Но проходят дни, а боец продолжает жить, и буквально на глазах обожженное тело затягивается новой кожей. По меркам военного времени он годен к строевой – не беда, что лишился памяти, не знает, как его зовут и откуда он родом – танком управлять может, а имя ему дали новое – Иван Иванович Найденов. А еще обнаруживается, что он понимает язык танков, молится какому-то танковому богу, обитающему на небе, и одержим стремлением сжечь Белого Тигра – призрачного монстра, который заходит в тыл танковым соединениям и уничтожает одну машину за другой, оставаясь неуязвимым. И вот, подобно обезумевшему капитану Ахаву, преследовавшему по морям воплощение всемирного зла – белого кита, Найденов с маниакальным упорством ведет свой экипаж по полям войны, пытаясь уничтожить это исчадие ада. И никто не верит ему, даже ребята из экипажа сомневаются – в своем ли он уме, а поддерживает только майор Федотов (Виталий Кищенко), который уже и в собственный здравый смысл не верит.
Фильм Шахназарова напоминает не только роман Мелвилла, но еще и мистические триллеры Стивена Кинга, в которых оживают, становясь орудием смерти, машины. Танки – и советские Т-34-ки, и призрачный немецкий Белый Тигр, под аккомпанемент вагнеровской увертюры к «Тангейзеру» неумолимо ползущие в грязи, выплевывая живые факелы сидевших в них людей, кажутся живыми, страшными существами, порождениями войны, которая сама приобретает надмирную, мистическую суть бессмертной гидры.

 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Трудная жизнь без цензуры

11.02.2012

Я восемнадцать лет являюсь главным редактором журнала, и не было ни одного текста, по поводу которого у меня  возникало бы сомнение: а можно ли это опубликовать? Не  будет ли опасности для «Искусство кино», для меня, для нашего министерства, спонсоров? Не было ощущения несвободы. Итак: цензура. Куда она подевалась?


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

На IV-м ЗМКФ победили «Диалоги» Ирины Волковой

03.06.2014

2 июня в Чите завершился Четвертый Забайкальский международный кинофестиваль. На торжественной церемонии закрытия были вручены следующие призы. Лучшим фильмом IV ЗМКФ признана российская драма «Диалоги» режиссера Ирины Волковой. Приз за лучшую мужскую роль был вручен Максиму Суханову («Роль»), за лучшую женскую роль – Жюльетт Бинош («Камилла Клодель, 1915»). Приз за лучший сценарий получили южнокорейцы Хван Чжо Юн и Чанг-мин Чо («Маскарад»). Лучший режиссер – Мишель Гондри («Пена дней»). Специальный приз жюри – операторская  работа Сергея Мачильского в фильме «Зеркала». Эта же картина Марины Мигуновой получила и приз зрительских симпатий.