Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Сумерки богов - Искусство кино

Сумерки богов

  • Блоги
  • Нина Цыркун

 

Отец этих персонажей и заодно сюжетов, в которые они вовлечены, – не древний эллинский демос, не Гомер и не Николай Кун, написавший книжку «Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях», а писатель и драматург Беверли Кросс, которого уже давно нет в живых, автор сценария к фильму 1981 года «Битва титанов». Блокбастер «Битва титанов», который Луи Летеррье снял в 2010 году, - это его римейк, адаптированный под новейшую эпоху, комикс по мотивам сегодняшней жизни, разыгранный известными актерами-звездами в костюмах и антураже древности. Вторая часть этого эпоса – «Гнев титанов» рассказывает о событиях, случившихся десять лет спустя после того, как строптивый юнец Персей, из принципа не желавший принять покровительство своего биологического папаши Зевса (Лайэм Нисон), ушел в дауншифтинг и определился простым рыбаком. Теперь тот же Сэм Уортингтон рисует нам не мальчика, но мужа (точнее – вдовца), отца сына-подростка, которому приходится идти на помощь могущественному папаше и дяде Аиду, чья сила тает оттого, что люди перестают им верить и молиться, а тем временем злобные демоны во главе со сверженным ранее праотцем Кроносом и сыном-отступником (братом Персея), богом войны Аресом жаждут их уничтожить, ввергнув подвластные им страны в хаос. Зевс, в первом фильме крупный олигарх, в свое время наживший власть и славу нечестным путем, но со временем легализовавшийся и вставший на путь исправления, а также сердитый бог подземного царства Аид (Рейф Файнс) – его обманутый при разделе собственности братан, загнанный в подполье, теперь нуждаются в поддержке простых смертных, чтобы пролонгировать собственное бессмертие, а заодно и не дать вырваться из пучины Тартара на свободу архаичным силам, подземным старцам, которые (по их уверениям) были куда хуже, чем они сами.

Не только персонажи древнего эпоса, но и сами сюжетные ситуации переживают модернизацию в руках сценаристов Дэна Мазо и Дэвида Лесли Джонсона в фильме режиссера Джонатана Либесмана, которые в то же время опираются на античные архетипы. Соперничество сводных братьев Персея и Ареса – метафора любой гражданской войны, которая по сути своей является братоубийственной. Сын (Зевс), свергающий с трона отца (Кроноса) и, в свою очередь, оказывающийся препятствием на пути к власти сына собственного – модель смены элит, совершающейся примерно раз в десять-двадцать лет.

В фильме есть и другие инновации мифов, более забавные. Например, мудрое предостережение не возносить молитву богу (в данном случае Аресу), дабы тот не засек местоположение молящегося, как будто бог владеет GPS-ом, То есть, всесилие всегда основывается на рациональном знании. Или на технике – как у хромого бога-кузнеца Гефеста. Так что создатели фильма, опираясь на классические архетипы греческой мифологии, генетически укорененные в подсознании зрителей, приправляют ее современными примочками, таким образом актуализируя это подсознательное знание и усиливая его действенность. Легендарные персонажи становятся в результате узнаваемыми лицами сегодняшнего дня, а эпические сюжеты оборачиваются нашими реальными глобальными проблемами.

Но, пожалуй, самый сильный посыл «Гнева титанов» – уход со сцены обессилевших старых богов и приход на их место обыкновенных людей из низов, которые только и могут справиться с теми вызовами, которые обеспечивает им новейшая история. Что характерно: здесь наглядно показывается, как завязываются иные отношения между отцом и сыном. Вместо прежнего архаичного соперничества, доводящего до кровопролития – любовь, взаимопомощь, а также прощение, которое, к примеру, дарует царица Андромеда (Розамунд Пайк) заточенному в ее темнице потерянному сыну Посейдона Агенору (Тоби Кеббел), чтобы тот смог придти на помощь Персею. Таким образом речь идет о рождении нового мирового порядка, когда на место ослабевших богов становятся люди, осознающие свою силу. Именно им удается побороть Химеру – огнедышащее чудовище с головами льва и козла, крыльями дракона и змеиной головой на конце хвоста. Химеру, порождение чудовища Тартара Тифона и его сестры, стоглавой Ехидны, ставшую символом ложных идей.

 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Иди и смотри

Колонка главного редактора

Иди и смотри

11.08.2011

Глава МВД России Рашид Нургалиев расстроен тем, что отечественная молодежь не ту музыку слушает и не те книги читает. Его очень печалит, что наши юноши и девушки напрочь игнорируют романсы и вальсы... А вот известного культуролога Даниила Дондурея пугает запоздалость прозрений министра.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Европейская киноакадемия определила главные достижения уходящего года

02.12.2012

1 декабря на Мальте состоялась 25-я церемония вручения наград Европейской киноакадемии (EFA). Победителем и главным фаворитом премии с заметным отрывом от остальных участников стала драма Михаэля Ханеке «Любовь» (Amour). Она собрала награды за «лучший фильм», «лучшего режиссера» и за «лучших исполнителей» главных ролей, мужской и женской (соответственно Жан-Луи Трентиньян и Эмманюэль Рива).