Жизнь не хуже обычной
- Блоги
- Вика Смирнова
В Москве начинается фестиваль 2morrow, на котором будет показано несколько мировых премьер этого года. Среди них любопытный фильм «Тусовщица» (Party Girl) режиссерского трио Мари Амачукели, Клэр Бурже и Самуэля Теиса, отмеченный призами в каннском «Особом взгляде» и FIPRESCI на 52-м МКФ в испанском Хихоне. По просьбе kinoart.ru о фильме написала Вика Смирнова.
История 60-летней танцовщицы Анжелики (Angélique Litzenburger), исполненная ей самой в компании таких же непрофессиональных актеров (в основном, членов ее настоящей семьи), это идеальное сочетание вымысла и истории, документа и жанра.
Анжелика живет в тесной комнатке прямо над баром. По вечерам развлекает клиентов, танцует, выпивает с подругами. Утром совершает покупки, навещает семью и старых друзей.
Снятые меланхолично и нежно, без доли вуайеризма ночные сцены сменяются утренним приготовлением кофе, уборкой маленькой комнатки с кроватью и старым комодом, на котором аккуратно расставлены фамильные фотографии. В этой на свой лад осуществившейся жизни с ее рутиной и праздниками любая перемена оказывается слишком сильным драматургическим ходом. Поэтому когда бывший клиент – шестидесятилетний Мишель (Joseph Bour)– предложит ей руку и сердце, Анжелика окажется одинаково вдохновленной и сбитой с толку, увлеченной перспективой комфортной жизни и в то же самое время не желающей отказываться от старых привычек: излюбленных, мест, друзей и, может быть, романтических впечатлений.
«Тусовщица»
Наиболее интересно в этой картине существование на границах клише (не только географических – ибо действие развивается между Францией и Германией). Любопытно как похожие, в сущности, люди оказываются непохожими в их ожиданиях, как одни и те же социальные предпочтения или стереотипы разделяют скорее, чем делают ближе. Так, страсть Анжелики к леопардовым кофтам и стразам и татуировка Мишеля в классовом смысле значат одно и то же. Однако фильм настойчиво и по-своему элегантно уклоняется от того, чтобы эта похожесть стала предлогом для единения. Любовь Мишеля к Анжелике позволяет ему принимать в доме ее детей, ссуживать их деньгами, водить на местные праздники с катаньем на лошадях и запуском воздушных шаров, но мешает мириться с ее привычкой пить пиво с подругами и курить «в его доме». Так же, как одному из детей Анжелики (по его собственному признанию «идеально с ней схожему в ощущении свободы») не хочется поддерживать мать в попытке отказаться от свадьбы, ведь «у нее есть шанс начать жить нормально».
«Тусовщица»
Этот фильм экзаменует привычки, вторгаясь в пространство всех тех, кто принадлежит к одному и тому же классу, возрасту или профессии. Камера пытливо исследует Анжелику, дает множество вариантов ее лица – удивленного, утомленного, по привычке настроенного на приключения, ловит бесконечные вариации выражений глаз или рук, одетых в дешевые бижутерию, но сохраняющих странную элегантность. Можно сказать, что при всей экзотичности темы в этом фильме о пожилой танцовщице провинциального варьете нет ни капли экзотики, и что Party Girl – идеальное воплощение феминисткой идеи о женщине, в которой совершенно естественно сочетаются материнство и страсть к авантюрам, нежность и сила, свобода и необходимость следовать моральному долгу. Мари Амачукели (Marie Amachoukeli), Клер Бурже(Claire Burger) и Самуэль Теис (Samuel Theis) сняли эталонное (в смысле наследования традиции идущей от Жана Руша) синема верите, показав, что двусмысленность оказывается единственной истиной, привилегией фиктивной реальности, которой естественная реальность едва ли смогла бы добиться.