Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Журналистика: in memoriam. «В центре внимания», режиссер Том МакКарти - Искусство кино

Журналистика: in memoriam. «В центре внимания», режиссер Том МакКарти

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Завтра, в день открытия Берлинале на российские экраны выходит «В центре внимания» Тома МакКарти – картина, получившая 6 номинаций на «Оскар», в том числе самую престижную – за лучший фильм. Нина Цыркун считает, что эта лента – гимн общественной гигиене и профессионализму, а также ностальгия по качественной печатной журналистике.


В первую очередь это рассказ о том, как журналисты докопались до правды в деле о растлении малолетних священниками католической церкви. Но не только. «В центре внимания» Тома МакКарти – это не внутрицеховая история из жизни реально существующей авторитетной американской газеты. И не социальная сатира на тему деградирующей церкви. В фильме не раз повторяется слово «система»; и сюжет его – анатомия порочного устройства определенного рода системы как института. Поэтому вместо церкви могла бы фигурировать любая другая структура, функционирующая по тем же самым правилам авторитарного контроля и взаимовыгодного укрывательства. Однако роль журналистики-расследования, рожденной Джозефом Пулицером в конце позапрошлого века, в фильме первостепенна. И поскольку она – в силу многих причин – сегодня уходит с исторической сцены, сам фильм несет в себе изрядную долю ностальгии.

Элегический настрой создается не только содержанием, но более всего старомодной стилистикой, возвращающей нас во времена «Газеты» Рона Хоуарда и «Всей королевской рати» Алана Пакулы. (Тем более что редактора «Газеты» играл Майкл Китон, а здесь он Уолтер Роббинсон, редактор отдела). Поэтому никаких красочных «иллюстраций» к истории о массовых случаях педофилии в среде католического священничества в фильме нет, и устные рассказы о конкретных кейсах звучат вполне сдержанно.

 

«В центре внимания», трейлер

Действие начинается примерно через полтора месяца после 9 сентября, но об этом событии не говорят, и ничто о нем не напоминает, кроме внушительного магнитика «Помни 9/11» на дверце холодильника одного из персонажей. Это не умолчание, а просто молчание – профессиональная характеристика старых газетных зубров, не привыкших тратить слова даром. Сотрудники отдела Spotlight(то есть «В центре внимания») респектабельной газеты «Бостон Глоуб» вообще ребята сосредоточенно деловые, умеющие на лету ловить затравку и эффектно отрабатывать (в) номер. Больше нам знать о них ничего не нужно (все интересное в них съела работа).

Однажды один из них, прочтя публикацию о священнике-педофиле и получив сигнал, что под тем же подозрением могут оказаться и десятки других католических священников, решил, что сенсации уже не получится и слил утечку в отдел светской хроники. Грубо говоря, матерый профессионал проглядел не просто скандал, а дело огромной социальной важности. Прошли годы, и на пороге появился его коллега, раскрывший бостонцам глаза и сподвигнувший их на эпохальное расследование, приведшее к планетарному резонансу. Человеком этим оказался новый редактор газеты Мартин Бэрон (Лив Шрайбер), так что не прислушаться к нему было невозможно. Раскрученная цепочка, состоявшая сплошь из интеллигентного вида духовных лиц с елейными улыбками все-таки привела их туда, куда они так надеялись никогда не дойти.

Spotlight 2«В центре внимания»

Поскольку в сценарии изначально не были прописаны характеры главных действующих лиц, а только их лаконичные профессиональные характеристики, зрителю остается гадать, что служило мотивацией для всех этих мужчин и одной женщины: бескорыстный альтруизм? охотничий инстинкт? элементарный карьеризм? Но задачи их точно распределены. Старшие Брэдли и Роббинсон вносят в ход расследования прагматичную целеустремленность и изощренную дипломатию, самый молодой – Майк Резендес (Марк Руффало) – горячечный энтузиазм, а Саше Пфайффер (Рейчел МакАдамс) поручено самое деликатное – интервью с жертвами, и она проводит их без показного участия; тонкая работа актрисы, которая обошлась без дешевого сентиментализма, заслужила номинацию на «Оскар». Что бы ни руководило каждым из газетчиков, есть в их поведении нечто от феномена под условным названием «английский газон» – который надо триста лет поливать. Главным редактором WashingtonPostв момент Уотергейтского скандала, о котором рассказывал фильм Алана Пакулы, был Бен Брэдли, а его сын Бен Брэдли-младший (Джон Слэттери), шеф-редактор «Бостон глоуб» как раз и расследовал в фильме МакКарти преступления влиятельнейшей католической церкви. Любопытно, что, расследуя это дело, Брэдли-младший рисковал еще и потому, что более половины подписчиков его газеты были католиками и поддерживали издание материально.

Фильм МакКарти только вскрывает проблему, совсем краешком касаясь причин (таких, как целибат) массового поражения католического духовенства тяжким и преступным недугом. И правильно. Дальнейшее также выходит за пределы фильма (хоть в сюжет и уложилось несколько месяцев расследования), как и за пределы печатной газетной журналистики – той, что исчезает как вид под натиском электронных СМИ с их нередкой безответственностью и быстротечностью.

 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

На ТВ-3 стартует телеверсия журнала о кинематографе «Искусство кино»

19.04.2018

20 апреля на телеканале ТВ-3 стартует совместный проект c журналом «Искусство кино». В студии побывают продюсер Фёдор Бондарчук, актрисы Яна Троянова и Мария Шалаева, режиссёры Алексей Герман, Алиса Хазанова, Сергей Мокрицкий и многие другие.