Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Гид по фестивалю польского кино «Висла» - Искусство кино

Гид по фестивалю польского кино «Висла»

В пятницу, 20 апреля, в Москве в пятый раз стартует ежегодный фестиваль польского кино – «Висла». Традиционно на площадке кинотеатра «Художественный» (а с прошлого года еще и в «Факеле») показывают новые польские фильмы. «Искусство кино» публикует свой гид по фестивалю.

 

Черный четверг


В этом году создатели решили не только представить традиционный «пакет» из игрового кино, документальных фильмов и анимации, но и собрать несколько «золотых коллекций». Первой, как нетрудно догадаться, стала ретроспектива Кшиштофа Занусси, которого у нас хорошо знают, который хорошо говорит по-русски, любит сюда приезжать, чьи ретроспективы проходят регулярно (в том числе, и в «Художественном»), но все же…Если вы по каким-то причинам еще не видели «Год спокойного солнца», «Иллюминацию» или спродюсированное Олегом Коханом «Сердце на ладони», у вас есть уникальный шанс все это посмотреть. Правда, несколько удивляет факт отсутствия нового фильма Занусси «Повторный визит».

Второй своеобразной ретроспективой на фестивале станет панорама польских комедий последних сорока лет. Особый национальный юмор, временами черный, брутальный, на грани фола и непристойности, а иногда наоборот – наивный и безобидный – своеобразная визитная карточка страны. Таких фильмов по-прежнему снимается немало каждый год, зритель им не изменяет, правда, за пределы польского проката они редко попадают. Помимо давно и прочно полюбившейся всем классики, такой как «Сексмиссия» Махульского, «Рейс» Пивовского и «Коноплянка» Лещинского, особый интерес вызывают уморительные «Утро койота» и «Парни не плачут» актера и режиссера Олафа Любашенко. А также один из четырех самых популярных фильмов прошлого года (среди которых все, кроме неповоротливой «Варшавской битвы 1920» сплошь - комедии) – «Письма к М.», неглупая, полная самоиронии картина о том, что все мы, такие взрослые и независимые, в глубине души все-таки верим в чудо и сочиняем послания святому Миколаю (польскому Деду Морозу). Предпраздничная семейная комедия, впрочем, даже попала в этом году в основной конкурс главного фестиваля польского кино в Гдыни.

В основной же игровой программе «Вислы» в этом году – 11 новых фильмов. Помимо уже показанных в конкурсе последнего Московского кинофестиваля  «Йоанны» Феликса Фалька и «Именем дьявола» Барбары Сасс-Здорт, а также прошедшей в нашем прокате картины «Мельница и крест» Леха Маевского, остальные фильмы совершенно новые для российского зрителя. Конкурс подобрался сильный и действительно интересный, а каждый отдельный фильм заслуживает, как минимум, посещения. «Смелость» - Гжегожа Зглинского – один из фаворитов прошлогодней Гдыни, современная интерпретация библейской истории о Каине и Авеле. По сюжету, двое братьев, ведущих совместный бизнес, оказываются свидетелями нападения на девушку в электричке. Младший Ежи, вступившийся за нее, оказывается в реанимации на грани жизни и смерти. Старший Альфред (сыгранный великолепным Робертом Вецкевичем) за проявленную трусость платит высокую цену: отныне его жизнь превращается в настоящий кошмар.

«Ки» Лешека Давида – социальная драма о матери, у которой органы опеки хотят отобрать ребенка из-за безответствоенности. В действительности Кинга лишь представляет собой то, что сегодня принято называть «креативным классом», -- немного взбалмошную, нетрадиционно одевающуюся мамашу с «прогрессивными» методами воспитания, пытающуюся как-то определиться в жизни.

«Крот» Рафаэля Левандовского – польско-французская копродукция об отце и сыне, ведущих совместный бизнес. По сюжету сын узнает, что «Крот» -- прозвище отца, работавшего в прошлом агентом спецслужб. Мотив не то, чтобы заезженный, но уж точно не новый – в последние годы что-то подобное мы видели и в «Трещине» Михала Росы, и в «Энене» Феликса Фалька.

 

Линч


«Линч» Кшиштофа Лукашевича к Дэвиду Линчу никакого отношения не имеет. А зря! Режиссеру было бы чем тут вдохновиться: история расправы одной мазурской деревни над пьяницей и рецидивистом, назубок знающим уголовную юриспруденцию, основана на реальных событиях.

«Роза» Войцеха Смажовского – боль и зазноба прошлогоднего фестиваля в Гдыни: казалось этот фильм (особенно по следам предыдущего «Злого дома» – польского «Груза 200») должен был получить все награды, на него валили толпы зрителей и критиков, так что о месте на дополнительных показах не приходилось и мечтать. В итоге основные лавры достались «Необходимому убийству» Ежи Сколимовского, «Роза» же оказалось недооцененной. Напрасно! Без жалости и сантиментов Смажовский экранизирует труднейшую историческую драму о причинах изгнания «особого народа» - мазуров - с польской земли после Второй мировой, непростых отношениях сегодня литовцев и поляков и о той неблагодарной роли, которую сыграли во всем этом советские вооруженные силы. Поставив в центр истории мазурку Розу – Агату Кулешу, без сомнения, лучшую польскую актрису года.

Еще одним традиционным жанром польского кино являются исторические фильмы. Отдельной строкой здесь идут картины о «Солидарности», почти каждый год выходящие в энном количестве и приоткрывающие новую завесу в истории оппозиционного движения, боровшегося с режимом. Совсем скоро, на Московском кинофестивале, нам предстоит посмотреть остросюжетный фильм «80 миллионов» Вальдемара Кшистка о вроцлавской ячейке «Солидарности». В программе же «Вислы» - более традиционная коллизия в привычных декорациях: верфь им. Ленина в Гданьске и трагические убийства повстанцев в 1979 году. Все это в фильме знаменитого документалиста Антуана Краузе «Черный четверг. Януш Вишневский пал».

«Зал самоубийц» Яна Комасы – абсолютный прорыв года. Фильм-дебют попал и на Берлинский кинофестиваль, и собрал огромное количество наград, и вызвал небывалый интерес у публики. Прозванный «польским «Аватаром» фильм вообщем-то о другом: об извечном конфликте «отцов и детей» и подростковом «суицидальном синдроме» в пространстве веб 2.0.

 

Завтра будет лучше


«Завтра будет лучше» Дороты Кендзежавской, наверное, окажется самым понятным для нашего зрителя фильмом фестиваля. История двух бездомных братьев начинается на вокзале российского городка, где они, уговорившись с приятелем «по ремеслу» (попрошайничество и мелкое воровство), решают пересечь границу и сбежать в Польшу – «Землю обетованную» по их представлениям. «Лучше» не будет – малолетних нелегалов, несмотря на все их обаяние, отправят обратно. Очевидные достоинства фильма: дети убедительны, Россия не сусальная – Кендзежавская училась во ВГИКе и некоторое время прожила в нашей стране.

Кроме этого, на «Висле» покажут свежую программу «Студии Мунка» - плацдарма экспериментального кино и лучших 30-минутных дебютов, два фильма с Янушом Гайосом (не самые выразительные), несколько новых документальных фильмов (наиболее интересные среди которых «Игрушки» Анджея Вольского и «Политическое платье» Юдиты Фибигер) и уже полюбившуюся российскому зрителю анимацию.

Гид подготовила Дина Назарова

 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Warning: imagejpeg(): gd-jpeg: JPEG library reports unrecoverable error: in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/gk_classes/gk.thumbs.php on line 390
Брат-2

Блоги

Брат-2

Наталья Серебрякова

По мнению Натальи Серебряковой, фильм «Кровные узы» Гийома Кане больше всего похож на совокупное творчество Джеймса Грэя.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Сверхценности» опять останавливают Россию? Российская государственность: к этиологии сверхценностей

28.04.2015

Беседа с главным редактором журнала «Искусство кино», культурологом, кинокритиком Даниилом Дондуреем. — Сначала вопросы к себе: почему произошло все то, что с нами случилось в минувшем году? Что предвещало, из какой табакерки выскочило, кто демиург событий? Где таились те идеологемы, которые так неотвратимо были объявлены главными? Мне кажется, что все это сработало не вдруг и связано не только с именем государя.