Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Гид по фестивалю польских фильмов «Висла» - Искусство кино

Гид по фестивалю польских фильмов «Висла»

15 апреля в кинотеатре «Художественный» в Москве стартовал фестиваль польских фильмов «Висла». Он проходит уже в четвертый раз, демонстрируя зрителям новейшее польское игровое, документальное и анимационное кино, короткометражные работы, а также ретроспективы признанных классиков (в этом году на «Висле» покажут «Барышни из Вилько» и «Все на продажу» Анджея Вайды и «Короткий фильм о любви» и «Короткий фильм об убийстве» Кшиштофа Кеслевского).

«Искусство кино» предлагает свой гид по фестивалю.

«Энен» (2009), режиссер Феликс Фальк

Один из самых значительных представителей кино «морального беспокойства» Феликс Фальк после нескольких лет молчания (его последней работой был «Судебный исполнитель» 2005 года) представил фильм «Энен» («Неизвестный»). История, написанная Фальком вместе с Агнешкой Холланд, повествует о молодом враче психиатрической больницы по имени Константы. Он заинтересовался одним из больных, замкнутым в себе, близким к аутизму, оказалось, что все документы пациента пропали. Врач расследует эту историю. Драма Энена — драма самой Польши, на протяжении долгих лет социализма зачастую прятавшей нежелательные социальные элементы подальше от публичного взгляда, — сегодня смотрится личной трагедией человека.

 

«Реверс» (2009), режиссер Борис Ланкош

Если в «Энен» история осознания ошибок прошлого разворачивается в пространстве современности, то режиссерский дебют Бориса Ланкоша в художественном кино «Реверс», сопоставляя временные пласты, повествует о событиях прошлого. А именно — о Варшаве начала 50-х, периода большой стройки социализма.

Встреча творческого метода Ланкоша (зарекомендовавшего себя в последние годы как одного из самых многообещающих польских документалистов) с прозой Анджея Барта сделала из «Реверса» черную комедию с многочисленными оммажами американскому кино-нуар и советским картинам о шпионах. Главная героиня фильма — Сабина, засидевшаяся в девицах, работает редактором отдела поэзии в издательстве. Вся ее семья участвует в многочисленных и безрезультатных попытках найти для нее мужа. И вот Сабина встречает мужчину своей мечты, но он оказывается сотрудником госслужб, приставленным шпионить за главным редактором издательства, в котором работает девушка.

Частная история одной семьи в «Реверсе» разворачивается на историческом фоне. Мы видим изображение эпохи: парады, хроники, демонстрации, строительство Дворца культуры и науки в Варшаве, — ощущаем страх и тотальный контроль, незаметно входящие в каждодневную жизнь героев.

«Реверс» более чем тепло был принят польской критикой и общественностью. На национальном фестивале в Гдыни в 2009 году, который стал триумфом молодого польского кино, он получил большинство наград, включая самые значимые: «Золотых львов» за лучшую режиссерскую работу, награду за операторскую работу, за музыку, за лучшую женскую роль первого плана, за лучшую мужскую роль второго плана, награду общественности Silver Screen и другие.

 

«Галерьянки» (2009), режиссер Катажина Росланец

«Галерьянки» Катажины Росланец — польский вариант «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики. Польские «девочки» отдают любовь за деньги в больших торговых центрах — galeriach — отсюда название фильма. Школьница Милена и ее подружки проводят все свободное время, соблазняя богатых мужчин. Волей случая к ним присоединяется Алиция, типичная «зубрила» и первая ученица класса. «Галерьянки» рассказывают о боли и горечи, вызванных столкновением школьниц со взрослым миром, о драме взросления.

В 2009 году Катажина Росланец получила приз за режиссерский дебют на фестивале «Эра. Новые горизонты» и на фестивале польских фильмов в Гдыни этого же года.

 

«Венеция» (2010), режиссер Ян Якуб Кольский (Фильм открытия)

Мастер «магического реализма» Ян Якуб Кольский на этот раз обращается не к привычной для него теме польской деревни, жизнь которой наполнена чудесами, магией и странными персонажами, а к событиям Второй мировой войны. Венеция в одноименном фильме — недостижимая мечта, детская греза главного героя Марека, путешествие, которому не суждено случиться. В этом городе работает его отец, оттуда приезжает мать, холодная красавица, сыгранная Иоанной Челецкой (исполнившей главную роль в спектакле «(А)поллония», показанном в Москве в рамках только что завершившегося фестиваля «Золотая маска»).

Для юного Марека Венеция ассоциируется с лучшей жизнью, он страстно желает попасть туда. Окружающая его реальность — это семейный особняк, большая семья, первая любовь. Как некогда у Вайды в «Хрониках любовных настроений», шаги близящейся угрозы становятся все слышнее, но пока ее можно не замечать. И вот начинается война...

В 2010 году оператор фильма Артур Рейнхарт получил награду за операторскую работу, а актер Марчин Валевски — за актерский дебют на фестивале польских фильмов в Гдыни.

 

«Лес» (Las), режиссер Петр Думала

Метафизическая драма об отцовской любви и сыновьем долге, снятая практически без слов и в ч/б. Петр Думала — один из самых известных режиссеров анимации в мире — дебютировал два года назад в художественном кино. В «Лесе» не ощущается влияние русской культуры, как можно было бы ожидать (Петр Думала «нарисовал» практически всего Достоевского, ставшего его визитной карточкой в мире анимации). Это, скорее, дантовский «сумрачный лес», из которого главный герой, сыгранный Мариушем Бонашевским, ищет выход.

Режиссер фильма получил специальную награду жюри «за исключительные художественные достоинства» на фестивале польских фильмов в Гдыни в 2009 году, в этом же году на Международном фестивале в Куэнка фильм взял награду за операторскую работу.

 

«Изгнанный» (Wydalony), режиссер Адам Сикора

Очень странный фильм одного из лучших польских операторов (Адам Сикора — оператор «Леса» Петра Думалы, фильмов Ежи Сколимовского и Леха Маевского).


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Warning: imagejpeg(): gd-jpeg: JPEG library reports unrecoverable error: in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/gk_classes/gk.thumbs.php on line 390
Время фильма как опыт слышимого: случай Родригеша и да Мата

Блоги

Время фильма как опыт слышимого: случай Родригеша и да Мата

Олег Горяинов

Среди не самых громких, но важных российских премьер фестиваля «Меридианы Тихого» оказалась документальная картина Жоао Педру Родригеша и Жоао Руй Гера да Мата «Айек Лонг». Олег Горяинов посмотрел фильм, но написал не только о нем, а о «музыкальной составляющей» в работах португальского дуэта.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Гибридное кино для России

17.06.2015

Даниил Дондурей – о "Кинотавре" и зачистках, о Говорухине и Меликян, о милых режиссерах и блистательных манипуляторах.