Открывается фестиваль «Новое Британское кино». Гид по фестивалю
С 28 октября по 7 ноября в Москве, в кинотеатре «Формула кино Горизонт», пройдет 11-й фестиваль «Новое Британское кино». На нем будет представлено 15 фильмов разных жанров, а также программы анимационных и короткометражных картин.
«Искусство кино» предлагает свой выбор фестивальных фильмов.
НЕОТРАЗИМАЯ ТАМАРА (TAMARA DREWE), режиссер Стивен Фрирз
Красочная, простая и ясная комедия, не лишенная, однако, брутальных элементов жестокости, живо и весело воспроизводит отнюдь не живописную атмосферу среднестатистической английской деревушки, пропитанную тоской и злобой. Стивен Фрирз снял картину по сценарию Моиры Буффини, основой которого стала серия комиксов Поузи Симмондз. В итоге получился эдакий эпизод из «Чисто английского убийства», только полный непристойностей, где преступление совершается в самом конце и так и остается нераскрытым.
Стоит признать, что «Неотразимая Тамара» лишена остроты, тонкости и изящества оригинальных работ Симмондз, да и не стремиться обладать ими. Однако это чрезвычайно действенное, верное и прямое развлекательное кино, а Фрирз и Буффини облекают свое мастерство в невероятно легкую форму, создавая мыльно-фарсовую пастораль о сельской жизни британских буржуа. Если бы «среднеклассовость» можно было вводить внутривенно, ингредиентами этой смеси стали бы деревенские пабы, дома творчества для писателей, желтовато-коричневые куры, литературные фестивали и прочие невинные прелести.
Джема Артертон играет Тамару, шикарную девчонку из сонной деревушки Юдаун, которую местные помнят за ее выдающийся нос. После пластической операции, сделав в Лондоне блестящую карьеру колумнистки, она, преображенная, возвращается в родные края.
Основной мотив «Неотразимой Тамары» — социальные и сексуальные привилегии мужчин старшего поколения. В картине постоянно фигурируют отношения между юными девушками и напыщенными великовозрастными типами. Один из персонажей, не слишком успешный преподаватель американского университета, интуитивно улавливает иронию всех этих поколенческих проблем, иллюстрируя их на примере малоизвестного романа Томаса Гарди 1897 года «Любимая», в котором рассказана история о художнике, который в разные периоды жизни влюблялся в женщину, затем в ее дочь, и далее — во внучку.
НЕ ОТПУСКАЙ МЕНЯ (NEVER LET ME GO), режиссер Марк Романек
В основу сценария Алекса Гарленда (автора романа «Пляж») лег одноименный роман Кадзуо Исигуро 2005 года. «Не отпускай меня» — насквозь английская картина, история о подчинении, рассказанная в приглушенных тонах, со вдумчивой сдержанностью, почти дословно воспроизведенными диалогами романа, по качеству напоминающая добротные экранизации романов Йэна Макьюэна.
В фильме Романека снялись такие звезды, как Кира Найтли, Кэрри Маллиган и Эндрю Гарфилд. Герои — Рут, Кэти и Томми — выросли в 1970-е годы в стенах элитной школы-интерната Хейлшэм. Повзрослев, они оказались вовлечены в любовный треугольник, и отношения их становятся еще более тяжелыми и болезненными от сознания того, как коротка будет их жизнь.
Герои существуют в странной научно-фантастической альтернативной английской реальности, напоминающей о военных 40-х или напряженных 50-х, при почти советском социальном строе, в стране, где активно применяются совершенные медицинские технологии и законы, достойные пера Хаксли, призванные сохранять здоровье общества и предотвращать появление болезней. В 11 лет маленькие «заключенные» случайно узнают зловещую правду о том, кто они такие и какое жуткое будущее готовит для них правительство.
ГАРРИ БРАУН (HARRY BROWN), режиссер: Дэниэл Барбер
В триллере о мести, действие которого разворачивается в неблагополучном районе на юго-востоке Лондона, Майклу Кейну досталась самая «вкусная» негодяйская роль со времен картины «Убрать Картера». Его герой, Гарри Браун, — вдовец, ему за 70, живет в муниципальной квартире, положение шаткое, сидит на лекарствах — лечит эмфизему. Когда его единственный друг, Лен (Дэвид Брэдли) погибает от рук наркоторговцев, Гарри вспоминает прошлое (он был морпехом) и начинает мстить бандитам.
Картина Дэниэла Барбера занимает интересное положение в особом пространстве британского кино — где-то между Кеном Лоучем и Ником Лавом; начало — как у первого, финал — сильно напоминает второго. В длинных, причудливо растянутых сценах мы видим, как Гарри с трудом встает с постели, в одиночестве ест свой печальный завтрак, а вечером дремлет на диване. Однако как только он чувствует потребность в совершении насилия, жизнь сразу набирает обороты.
ЛЕ ДОНК И СКОР-СЕ-ЗЕ (LE DONK & SCOR-ZAY-ZEE), режиссер: Шейн Медоуз
На это раз Шейн Медоуз, завсегдатай фестиваля «Новое британское кино», демонстрирует свою светлую сторону: его малобюджетная импровизированная комедия в стиле мокьюментари рассказывает о вымышленном персонаже по имени Ле Донк (в исполнении постоянного актера Медоуза Пэдди Консидайна) — будущем менеджере, планирующем выбить своему протеже — рэпперу Scor-zay-zee — место для выступления на разогреве у группы Arctic Monkeys.
71 минуты Медоузу оказалось вполне достаточно, чтобы создать правдоподобную историю, наполненную юмором и сюрреалистическими моментами, вроде того, где Scor-zay-zee обнаруживает, что обратился в ислам и зачитывает первую главу Корана.
СКЕЛЕТЫ (SKELETONS), режиссер: Ник Уитфилд
Возможно, Ника Уитфилда можно считать британским аналогом Чарли Кауфмана. Уитфилд — бывший актер и театральный драматург, чей дебютный полнометражный фильм «Скелеты» в этом году получил приз Майкла Пауэлла на кинофестивале в Эдинбурге. Это едкая, чисто британская картина, полная сарказма, эксцентричная, неожиданно искренняя и невероятно смешная. Дебютанты Эд Гоэн и Эндрю Бакли играют Дэвиса и Беннета — докучливых агентов в мешковатых костюмах, представителей некоей темной компании, специализирующейся на эксгумации сложных и болезненных воспоминаний, недоступных другим видам терапии. С помощью своих странных писклявых приборов они извлекают метафорические скелеты из шкафов в спальнях клиентов. Но у Дэвиса есть и свой секрет. Он «просвечивал» себя, пытаясь проникнуть в собственные тяжелые воспоминания, что категорически запрещено уставом компании.
По сложившейся у критиков традиции, двоих мрачных персонажей, горячо спорящих друг с другом, неизменно сравнивают с героями Гарольда Пинтера, однако Дэвис и Беннет, скорее, ближе к Рики Джервэйсу и Стивену Мерчанту, создателям британского сериала «Офис». «Скелеты» также хорошо было бы показывать в паре с картиной «После жизни» Хирокадзу Корээда.
ЧЕТЫРЕ ЛЬВА (FOUR LIONS), режиссер: Крис Моррис
Дебютант Крис Моррис, очевидно бесстрашный и блестящий режиссер, снял сатирическую черную комедию об исламских террористах, направив свои сарказм и критическую энергию вовсе не на догматы ислама, а на сам процесс «самоподрыва». Он показывает этот феномен без запугивания и трепета, характерного для драматических картин и выпусков новостей, а с веселой насмешкой и презрением. В этой картине террористы-самоубийцы — отнюдь не воины-мученики и не могучие враги, которых стоит ненавидеть и бояться, а просто смехотворные неудачники. Моррис высмеивает нелепую группировку жестоких идиотов так же, как когда-то Чаплин — Гитлера. В этом фильме все — дураки. Это может показаться бесчеловечным, но Моррис остается равнодушным к моральному идиотизму террористов и предполагает, что единственной здравой реакцией на их действия может быть только язвительный смех.
Фильм снят ручной камерой в стилистике документального кино и насыщен «скоростными» диалогами в духе прошлогоднего британского хита Армандо Януччи «В петле».
По материалам Guardian и Indiwire.