«Кочегар» Алексея Балабанова получил главный приз кинофестиваля в Висбадене
«Золотая лилия» — главный приз международного кинофестиваля в Висбадене, где оцениваются фильмы стран Центральной и Восточной Европы, — досталась ленте Алексея Балабанова «Кочегар».
Чтобы определить победителя, жюри дискутировало в течение шести часов, рассказал один из его членов, российский кинорежиссер Виталий Манский. «Мы заседали шесть часов без перерыва и в результате сошлись во мнении, что фильм Балабанова – лучший», — сказал Манский.
Жюри фестиваля отметило, что Балабанову удалось показать в своем фильме «бескомпромиссную картину» современной России.
«Кочегар» — кино о России 90−х годов. Действие разворачивается в питерской кочегарке, где работает главный герой — кочегар-якут, герой Афганистана. Неожиданно он оказался замешанным в темные дела местных бандитов. Кинолента уже удостоена премии российской критики «Белый слон» как лучший фильм года и премией «Золотой орел» в номинации «Лучшая режиссура».
В Висбадене были также вручены премии за лучший документальный фильм и за лучшую режиссуру. Они достались кино «Конец лета» польского режиссера Петра Стасика и Мариану Кришану за румыно-французско-венгерскую картину «Утро», соответственно.
Приз МИД Германии присужден документальному фильму «Гореловка» грузинского режиссера Александра Квирия.
В программе фестиваля были 10 художественных и 6 документальных фильмов. Помимо «Кочегара», Россия представила картины «Сибирь. Монамур» Вячеслава Росса, «Овсянки» Алексея Федорченко и «Двенадцатое лето» Павла Фаттахутдинова.
В рамках фестиваля прошел небольшой симпозиум, посвященный проблеме национализма в странах Восточной Европы. Этой же проблематике были посвящены около 15 фильмов. Среди них — нашумевшая лента «Россия 88» Павла Бардина и фильм «Любите меня, пожалуйста» Валерия Балаяна об убитой журналистке Анастасии Бабуровой, сообщает Deutsche Welle.
Рецензия на «Кочегара» была опубликована в «Искусство кино» №9 за 2010 год:
Георгий Мхеидзе. В топку!
Камерная история о мести и ревности, разыгранная с минимумом персонажей и антуража, оказалась едва ли не лучшей из картин Балабанова.
В заснеженном северном городишке, без особой уже охоты цепляющемся за жизнь, проживает в подвальной кочегарке Герой Советского Союза Иван Матвеевич Скрябин — контуженный в Афгане майор-якут с октябрятской звездочкой на банной фетровой шапке (его играет якутский актер Михаил Скрябин, который участвовал в обоих неснятых балабановских фильмах — «Реке» и «Американце»). Дел у майора к старости осталось немного: подкидывать уголек в гудящую топку, делиться копеечной зарплатой со взрослой уже дочкой-красавицей, а нехитрой житейской мудростью — с забегающими порой в кочегарку вертлявыми подружками-школьницами да перепечатывать по памяти одним пальцем на ветхой пишущей машинке якутские легенды вековой давности из когда-то читанной книги этнографа Вольдемара Сирошевского — про то, как русский ссыльный Костя Хайлак надругался над давшим ему приют якутом Хабджием и его женой Керемес. [...]