Каннский кинофестиваль: прогнозы и ставки
За «Золотую пальмовую ветвь» 64-го Каннского кинофестиваля, который пройдет с 11 по 22 мая, в этом году будут бороться по меньшей мере 19 фильмов. Однако вскоре их число может возрасти до 21 или 22, если, согласно ожиданиям, до открытия фестиваля будут объявлены новые номинанты конкурсной программы. Между тем, в списке ставок, составленном ирландским букмекером Пэдди Пауэром, потенциальные запоздалые участники не значатся. Вполне предсказуемо, наибольшие надежды возлагаются на «Древо жизни» Терренса Малика (ставки 3 к 1), для которого «пальмовая ветвь» может стать первой после 32-летнего перерыва наградой (в 1979 году картина «Дни рая» принесла ему приз за лучшую режиссуру).
Претенциозно возвышенная метафизическая тематика, звездный состав (Шон Пенн, Брэд Питт), экзальтированная операторская работа, да и сама поэтичная фигура Малика-автора — сценариста и режиссера — дают «Древу жизни» все шансы стать лидером конкурса и повторить судьбу «Белой ленты» Михаэля Ханеке в 2009 году. Хотя с тем же успехом картина может оказаться напыщенной, явно переоцененной и стать для режиссера ярким провалом, и Пауэр в своем списке делает ставки на другие картины. Еще одна фестивальная работа с участием Пенна — фильм «Вот это место» (10 к 1) итальянского режиссера Паоло Соррентино — может стать более правдоподобным кандидатом на «пальмовую ветвь», чем «Древо жизни», если, конечно, верить его завораживающему трейлеру.
Тем не мене, пока что наиболее интригующими кандидатами остаются три режиссера, прежде уже получавшие «серебряную медаль» фестиваля — Гран-при жюри.
Если не брать в расчет Педро Альмодовара, чья «Кожа, в которой я живу» (занимающая не самую привлекательную позицию в списке Пауэра — 6 к 1), кажется, не станет триумфом режиссера, самой масштабной фигурой в конкурсе (то есть, всеми уважаемой, достаточно запремированной, припозднившейся с получением «пальмовой ветви» и известной фанатам артхауса во всем мире) является, конечно, Аки Каурисмяки. Особо почитаемый во Франции, 54-летний финский режиссер, начиная с 1980-х годов, регулярно (пусть и не очень часто) выпускал на свет свои гипнотически мрачные, почти непроницаемые «комедии», а его картина «Человек без прошлого» на фестивале в 2002 году оказалась второй в списке лауреатов после «Пианиста» Романа Поланского.
«Гавр» Каурисмяки, вызывающий уважение уже одним именем своего автора, либерально-гуманистический по тематике (и очень актуальный, учитывая напряженность между северной Африкой и Евросоюзом в области миграционной политики), в отличие от прошлогоднего весьма туманного лидера «Дядюшки Бунми…» или отталкивающе суровой «Белой ленты» — кажется, вполне доступен для понимания почитателям артхауса.
Возможно, Пэдди Пауэр и учел все вышеперечисленное, однако шансы Каурисмяки по его расчетам — 6 к 1. Как ни парадоксально, он уступает датчанину Николасу Виндингу Рефну, чей динамичный триллер «Драйв» (даже несмотря на отличный актерский состав, в который вошли Райан Гослинг, Кэрри Маллиган и Брайан Крэнстон) выглядит типично по-голливудски, что отличает его от большинства участников прошлых конкурсных программ, не говоря уже о лауреатах фестиваля.
Соотечественник Рефна, неутомимый провокатор Ларс фон Триер, кажется, вновь постарался сделать все, чтобы снискать датчанам скандальную славу — его романтическая драма с оттенком сайфая «Меланхолия» (10 к 1), несомненно, больше расположена к обретению наград, нежели его прошлая истерически противоречивая работа «Антихрист», которая, тем не менее, неожиданно принесла Шарлоте Генсбур награду за лучшую женскую роль.
В истории фестиваля были режиссеры, получавшие «пальмовую ветвь» несколько раз, — среди них и бельгийцы братья Дарденн, которые могли бы, в случае победы «Мальчика с велосипедом», стать трехкратными лауреатами фестиваля (пока этой чести не удостоился ни один режиссер). Так что и успех в 2000 году «Танцующей в темноте» вовсе не лишает фон Триера шансов на победу. Однако начиная с 2006 года «пальмовые ветви» доставались, в основном, дебютантам, и вполне можно ожидать, что эта тенденция продолжится.
В настоящее время оптимальным номинантом для ставок является «Однажды в Анатолии» Нури Бильге Джейлана. Почти трехчасовая картина рассказывает о жизни сельского врача и, судя по описанию, это достаточно серьезная и амбициозная работа турецкого сценариста и режиссера, чья картина «Отчуждение» в 2003 году получила Гран-при фестиваля и награду за лучшую актерскую работу (ее разделили двое исполнителей главных ролей).
Однако радужные перспективы Джейлана, возможно, омрачит то обстоятельство, что всего чуть больше года назад его соотечественник Семих Капланоглу получил приз Берлинского фестиваля за картину «Мед». Так что, возможно, турецкому кино придется немного подождать, прежде чем его снова вознесут на пьедестал почета (и это несмотря на то, что до «Меда» турецкая картина лишь раз, в 1982 году, удостоилась «пальмовой ветви» — это была «Дорога» Йылмаз Гюней и Шерифа Гёрена).
Если бы главными критериями фестиваля были актуальность и отражение высоких чувств, самым мощным претендентом на награду, бесспорно, стала бы картина Наоми Кавасэ «Hanezu No Tsuki». С момента разрушительной трагедии, разыгравшейся в Японии в середине марта, страна находится в центре международного внимания, и награждение Кавасэ (или даже Такаси Миике, впервые в рамках каннского конкурса представляющего картину в формате 3D «Харакири: смерть самурая», чьи ставки, по прогнозам Пауэра, невысоки — 7 к 1) вызвало бы положительный отклик общественности.
Прошлогодний триумф тайского кино, однако, служит предостережением: станет ли каннское жюри второй год подряд награждать восточноазиатское кино? Однако факторы, говорящие в пользу Кавасэ, безусловно, оказываются весомее. Последний раз японский фильм удостоился награды фестиваля в 1997-м — «Угорь» Сёхэя Имамуры. Член жюри Оливье Ассайас, бывший кинокритик, уже давно является ярым защитником и почитателем азиатского кино; с учетом того, что Роберт Де Ниро в жизни гораздо более скромен и сдержан, чем на экране, влияние Ассайаса на решение жюри вполне может оказаться решающим.
Тот факт, что Кавасэ — женщина, также может оказаться ее преимуществом, поскольку единственной женщиной-режиссером, удостоившейся награды фестиваля за всю его историю (что, конечно, бросает тень на его репутацию), была Джейн Кэмпион, получившая «пальмовую ветвь» за фильм «Пианино» в 1993 году (и то он разделил награду с картиной Чэня Кайгэ). В прошлом году, после революционной победы Кэтрин Бигелоу, получившей премию «Оскар» в номинации «Лучший режиссер», Каннский фестиваль открыто упрекнули в том, что в конкурсную программу фестиваля попадают лишь работы режиссеров-мужчин. Прошел год, и в 2011-м в программе оказались представлены целых четыре картины женщин-режиссеров — настоящий каннский рекорд. Однако лишь одна из них — картина «Нужно поговорить о Кевине» Линн Рэмзи (12 к 1), ее первая работа после «Морверн Каллар», также отмеченной наградами на фестивале в 2002 году — может всерьез рассчитывать на главный приз.
Фигура Кавасэ вызывает разногласия даже среди ярых синефилов, к тому же она не обладает ни статусом, ни популярностью Малика, фон Триера, Каурисмяки и других авторов — опять же, из женщин в число самых значимых мировых режиссеров регулярно попадает лишь Клер Дени. И картина «Hanezu No Tsuki», прослеживающая развитие Японии на протяжении нескольких веков сквозь призму отдельного исторически значимого региона, исследующая духовную жизнь и природу, может стать идеальным проектом для Кавасэ и обеспечить ей широкое признание. И хотя изначальная ставка Пауэра (12 к 1) уже пересмотрена, новая — 7 к 1 — все еще кажется ошибочной и явно недостаточно щедрой.
www.jigsawlounge.co.uk