Канн: «Ариранг» Ким Ки Дука
Пресса об «Ариранге» Ким Ки Дука.
«Ариранг», мрачная псевдо-терапевтическая сессия/признание от режиссера Ким Ки Дука, — это такая мешанина, основанная на жалости к себе, которую может состряпать только очень талантливый, но несчастный auteur, дошедший до крайности. 100 минут, которые длится этот полнометражный разговор Кима со своей тенью, кажется никогда не кончатся... Перед показом Ким сказала: «Этот фильм что-то вроде моего автопортрета», но никто не подозревал, каким разочаровывающим окажется это исследование для явно повредившегося умом режиссера.
- Это напоминает ситуацию, когда вы застряли в баре рядом с пьяным человеком, который не перестает повторять, что был когда-то знаменит, что все его друзья — ублюдки, а он понял смысл жизни. Возможно, съемки этого фильма возымели терапевтическое действие, но смотреть его — испытание даже для поклонников режиссера. Это лишнее доказательство того, что цифра — одновременно и освобождение для малобюджетного кино, и возможность потакания своим слабостям. Согласно пресс-релизу, Ким снял фильм в одиночку без съемочной группы.
-
Поначалу, когда Ким пересказывает истории из своей карьеры, «Ариранг» кажется затянувшимся DVD-бонусом. Но постепенно от конкретных воспоминаний он переходит к абстрактным жалобам... Весь фильм вместо саундтрека он исполянет корейскую народную песню «Ариранг» — иногда тихонько напевает, иногда горланит. В конце концов, песня доводит его до слез, но, признавая свою слабость, Ким монтирует кадр, в котором он смотрит на заснятые слезы трезвым взглядом: «И чего этот дурак плачет?», — спрашивает он... Режиссер отчасти оградил свой проект от критики, заявив, что «Я хочу сделать фильм... Мне не важно, скучный он или нет».
-
-
Сперва немножко хихикаешь, потом становится неловко: все плохое, что про Кима можно было угадать по его фильмам — что он глуповат, необразован, что очень любит себя и свои успехи, что работает на публику, причем именно что фестивальную — все это тут как на ладони, от первого лица прямым текстом. Такое михалковское «Бесогон-ТВ» — минус обаяние и усы, плюс интересные ракурсы. Потом обнаруживаешь, что прошел час, а ты сидишь смотришь все эти бесконечные крупные планы очень страшного зареванного корейца, и не можешь оторваться — не из сочувствия (хотя жалко его временами нечеловечески), просто страшно интересно, что дальше.
- Роман Волобуев, Афиша