Канн: «Меланхолия» Ларса фон Триера
Пресса о конкурсном фильме Ларса фон Триера «Меланхолия».
Если это конец света, это еще и начало чего-то нового для Ларса фон Триера, чья сногсшибательная «Меланхолия» предлагает, возможно, самое нежное описание уничтожения, какое можно ожидать от любого режиссера, менее всего от датского провокатора. Если «Антихрист» был иголкой в глазу, которая требовалась Триеру, чтобы стряхнуть с себя разрушительную депрессию, «Меланхолия» выступает как неожиданно ясный и трезвый ответ, соединяющий крупномасштабные голливудские эффекты с камерной мелодрамой о женщине. Это как если бы «Торжество» встретило «Армагеддон».
- Variety
-
- Это летаргическое, красивое и раздражающе пустое исследование вопросов жизни и смерти. За «Антихристом» последовала более спокойная и сдержанная работа, которая в то же время кажется слишком отрешенной от мира и поражает скорее на техническом, чем интеллектуальном и эмоциональном уровне.
-
- Дейв Кэлхун, Time Out London
-
- Если бы в замысле «Меланхолии» была настоящая страсть и воображение или если бы у нее был хороший сценарий и она была бы убедительно сыграна, это мог бы быть безумный шедевр. В начале фильма есть интересный монтаж изображений, напоминающих роскошные, гиперреальные картины вроде сцен снов из «Антихриста». Но сцена свадьбы гораздо слабее, чем «Торжество» Томаса Уинтерберга (очевидная модель): скучная и невыносимо затянутая. Возможно, «Феномен» М. Найта Шьмалана был не так уж и плох.
-
- Питер Брэдшоу, Guardian
-
- Благодаря счастливому стечению обстоятельств и гениальности составителей программы, «Меланхолия» Ларса фон Триера была показана прессе через 48 часов после «Древа жизни» Теренса Малика. Я назвал «Древо жизни» потрясением — я был не прав. Это Триер выдумал зрелище, от которого невозможно оторваться.
- «Меланхолия» и «Древо жизни» многим различаются. Сравнение — не вопрос режиссуры (хотя по своему новаторству, совершенству и зрелищности первые пять минут «Меланхолии» полностью превосходят «Древо жизни»); это вопрос чувства. (Для некоторых отталкивающий скептицизм Триера делает веру Малика еще более трогательной.) Но для меня самое главное различие здесь — различие между искусством и китчем. Триер сделал фильм о конце света — когда я вышел из кинозала и пошел по городу, я чувствовал себя легким, помолодевшим и абсолютно счастливым.
-
- Дж. Хоберман, Voicefilm
-
- Думаю, «Меланхолия» мне нравится больше, чем вызвавшее столько споров «Древо жизни» Теренса Малика, но получить два ключевых для их карьеры фильма от двух крупных режиссеров, которые можно обоснованно защищать как кинематографические и философские шедевры, на одном фестивале — вот это почти чудо.
-
- Эндрю О'Хэир, Salon.com
-
- Главный фильм фестиваля, это, конечно, «Космическая одиссея 2001». После Теренса Малика Ларс фон Триер предложил нам большой астральный фильм. Первые пять минут, вполне виртуозные с технической точки зрения, даже вызывают улыбку, так этот парад планет на фоне классической музыке вопиет о желании Триера превзойти Кубрика в грандиозной и зрелищной метафизике.
-
- Но фильм легко забывается. И уже очень быстро забыт, заслоненный бредовыми высказываниями режиссера на пресс-конференции. Ошеломляющее «О'кей, я — нацист.» было сказано в завершение длинного и путанного заявления, в котором он признался в любви к Гитлеру, но не к Холокосту, сказал, что не антисемит, но не любит Израиль... Авторский кинематограф получил свое «дело Гальяно».
-
- Жан-Марк Лаланн, LesInrocks
-
- Отрывок из пресс-конференции Ларса фон Триера:
-
- [в ответ на вопрос о немецких корнях и его интересе к нацистской эстетике]: Могу вам только сказать, что я долгое время думал, что я — еврей, и был очень счастлив от того, что еврей, но потом появилась Сюзанна Биер [датский режиссер-еврейка], и вдруг мне разонравилось быть евреем. Это была шутка. Простите. Но оказалось, что я не еврей. Если бы я был евреем, то я был бы евреем второй волны, своего рода евреем новой волны, но в любом случае я хотел быть евреем, а потом выяснил, что на самом деле я — нацист, потому что из семьи немцев. И это тоже доставило мне определенно удовольствие. Так что я могу сказать? Я понимаю Гитлера. Думаю, что он делал неправильные вещи, но я могу себе представить, как он сидит в своем бункере... Я говорю, что понимаю этого человека. Он не тот, кого мы называем хорошим парнем, но я во многом его понимаю и сочувствую ему... Да бросьте! Я не за Вторую мировую войну. И не против евреев. Я даже не против Сюзанны Биер. Я очень даже за них. Но Израиль достал. Как я выберусь из этого предложения? О'кей, я — нацист. Что касается искусства, я за Шпеера. Мне нравился Альберт Шпеер. Он был среди лучших детей господа. У него был такой талант, что... Ладно, достаточно.
-
[в ответ на вопрос, не хочет ли он снять блокбастер]: Да. Мы, нацисты, любим делать крупномасштабные вещи. Может, я мог бы сделать «Окончательное решение» (Final Solution).
-
- Источник: NYMagazine
-