Вышел №4 «Искусство кино»
Этот номер — необычный. В нем нет привычных рубрик и привычного — статейного — формата.
Журнал отмечает восьмидесятилетие своего существования, и мы воспользовались юбилеем как естественным поводом не только для поучительных воспоминаний, но и для актуального разговора о сегодняшней российской критике. Ее проблемы, главные направления, перспективные тенденции, новейшие задачи и функции, тупики, кризисные явления — об этом ведут разговор ведущие отечественные критики. А также американские коллеги, в течение многих лет изучающие наш кинематограф и его отражение в советской, позже — российской критике.
Какой юбилей без поздравлений?! Мы обратились к известным и уважаемым деятелям культуры — режиссерам, актерам, операторам, писателям и драматургам, коллегам-критикам с предложением нас поздравить. Нескромность нашей просьбы слегка уравновесила свобода, на которой мы настаивали: поздравления могли стать чем угодно — минисценарием или пьесой, анекдотом или басней, критическим эссе или мемуаром. И главное, мы не ждали от авторов похвал, не просили признаваться ему в безоговорочной любви, а напротив, рекомендовали высказать нелицеприятные суждения, замечания и претензии. В результате получили очень любопытную подборку самых разнообразных материалов, разбитых на четыре подачи и составивших рубрику «Люблю/не люблю «ИК», которая представила и стереоскопический портрет журнала, и наброски к автопортретам пятидесяти семи (!) крупнейших российских художников.
Завершает номер традиционная рубрика «Чтение», где мы публикуем пьесу нашего постоянного автора, одного из победителей конкурса «Личное дело» Ярославы Пулинович.
***
В каком-то смысле, сколько нас читают, не так уж важно. Ответственность ведь не определяется рыночными показателями и от них не зависит. Эта работа — всегда выбор. Позиции, приоритетов, способов исследования, стилистики, да и самого контекста. А следовательно, и аудитории. Конечно, это и выбор разного рода последствий.
Я уверен в необходимости включать сюжеты нашего журнала в исторические, социальные, философские, а не только кинематографические контексты. Междисциплинарный подход к кино — его политике, экономике, зрителям, к телевидению, материалы, посвященные актуальным проблемам в других видах искусства, общие проблемы культуры, профессиональный опыт, интервью, сценарии и, главное, анализ конкретного фильма — вот опоры, за которые мы держимся.
Журнал «Искусство кино» — это не только изданные за 80 лет около восьмисот книжек со сквозными мотивами, тематическими номерами, специальными выпусками, но и участие в повседневной киножизни: в ее акциях и затишье, бурях и натиске.
Издание такого журнала требует колоссальных внеэкономических усилий в первую очередь потому, что он не создается только силами редакции. Я признателен всем авторам, которые делают «Искусство кино» вместе с нами и разделяют наши убеждения, — тем, кто пишет для нас через номер, и тем, кто появляется раз в несколько лет. Я благодарен и всем нашим спонсорам, друзьям, благожелателям. Наш бюджет устроен таким образом, что мы уже два десятилетия по-настоящему независимы. Это свободой невероятно гордимся и уверены, что она служит на пользу не только журналу, но и российскому кино.
Даниил Дондурей