Вышел №2 ИК
Тема этого номера — массовая культура и те российские фильмы — чемпионы проката, которые эту культуру представляют. В разных разделах журнала мы рассматриваем как спектр коннотаций, так и сам этот термин, предполагающий известную поляризацию искусства на низкое и высокое, авторское и коммерческое.
По мнению многих, в связи с размыванием границ в эпоху «после постмодернизма» отпала актуальность разговора о разведении на массовое кино и артхаус. Нам же все-таки кажется, что существует настоятельная необходимость анализа того, что любит широкий зритель, что предлагают ему, отвечая на его ожидания или формируя их, отечественные творцы фильмов — лидеров бокс-офиса. Мы предлагаем анализ массовой культуры — в широком смысле, подразумевающем и культуру создателей, и культуру зрителей, а также весь объем сложных отношений спроса и предложения. Почему у нас нет мейнстрима? Какова содержательная и профессиональная матрица отечественного блокбастера? Что мешает критике откликаться на самые успешные продюсерские проекты? Какие жанры доминируют в рейтинговом российском кино?
На эти и другие вопросы отвечают опубликованные в разных рубриках номера дискуссии, статьи, интервью, портреты тех американских художников, кому в полной мере удалось соединить искусство, авторство и коммерцию. Над тем, почему это не получается в сегодняшнем российском кино, размышляют, отвечая на анкету «ИК», наши ведущие режиссеры.
Кинематограф, и коммерческий в том числе, существует в общем контексте с другими видами искусства. О том, как интересующая нас проблематика отражается в современном российском театре, в литературе, в архитектуре, пойдет разговор в следующем номере.
Содержание «ИК» №2/2012
Здесь и теперь
Анкета «ИК». Российские режиссеры — об отечественном коммерческом кино
Живые и мертвые. О российских фильмах — чемпионах проката. «Круглый стол» «ИК»
Елена Некрасова. Битва гигантов. Медиахолдинги: экспансия в кино
Репертуар
Нина Цыркун. The Times They Are a-Changin’. «Прислуга», режиссер Тейт Тейлор
Катерина Тарханова. Легитимный преемник. «Потомки», режиссер Александр Пейн
Нина Спутницкая. Прибытие на Луну. «Хранитель времени», режиссер Мартин Скорсезе
Александр Павлов. Семь конфликтов белокурой бестии. «Семь дней и ночей с Мэрилин», режиссер Саймон Кёртис
Разборы
Елена Стишова. Синдром «больших ожиданий». Критическое высокомерие по отношению к массовой культуре и его роль в развитии постсоветского кино
Анжелика Артюх. Маркетинг стиля. Маркетинг и голливудский успех
Марк Харрис. День, когда умерло кино. О (потенциальной) смерти великого американского кинематографа
Комментарии
Ольга Андреева. Через десять лет. О феномене революции в культурологическом, социологическом и культурном контексте
Имена
Антон Долин. Бегущий. Спилберг и Тинтин: комикс как автопортрет
Лидия Кузьмина. Выпавший из гнезда. Портрет Джорджа Клуни
Разборы
Дмитрий Комм. Шоустопперы. О главном элементе построения ключевых сцен в жанровом кино
Нина Цыркун. Ко-микс: героический эпос как жанровый гибрид
Инна Кушнарева. Группа крови. «Сумерки. Сага»
Аюр Санданов. Нужная вещь. Что взял у вестерна постапокалипсис — и зачем?
Лариса Малюкова. Неслыханные перемены, невиданные барыши. О российских анимационных блокбастерах
Опыт
Российские мейджоры: «Мы довольны». Итоги господдержки российского кино в 2011 году
Аннотации научных статей
Summary