Выбор Аронофски
Режиссер Даррен Аронофски рассказал о своих пяти любимых книгах о кино и о режиссерах, у которых он черпает вдохновение.
1. «Снимая фильмы» (Making Movies), Сидни Люмет (Sidney Lumet)
Эту книгу я прочел, когда учился в киношколе — тогда она вышла впервые. Я купил издание в твердой обложке, хоть и стоило оно довольно дорого — в то время я был обычным студентом и постоянно на мели. Помню, буквально «проглотил» ее за выходные. Я смаковал истории про «Собачий полдень» и «12 разгневанных мужчин».
Книга очень просто, ясно и честно рассказывает обо всех фильмах, которые Люмет снял за свою карьеру. В ней собрано множество мудрых мыслей о режиссерском мастерстве и кинопроцессе в целом. Мы узнаем, с какими проблемами сталкивался режиссер в процессе работы над картинами и как находил решения. Хотя к тому времени опыт у меня был небольшой — я снял всего несколько учебных короткометражек, — я уже мог представить, какого рода трудности возникали у Люмета, понимал то, о чем он писал. Многое впоследствии пригодилось мне в работе. Читая о том, как режиссер разрешал различные проблемы, я ставил себя на его место, меня воодушевлял его пример.
2. «Путь писателя» (The Writer’s Journey), Кристофер Воглер (Christopher Vogler)
Эта книга — «библия» сценариста. Думаю, это лучшая книга о мастерстве сценариста из всех когда-либо написанных. Она помогла мне преодолеть огромное количество препятствий, возникавших в процессе написания сценария.
Воглер адаптировал труды американского ученого Джозефа Кэмпбелла, применив его идеи на практике — в искусстве кинодраматургии. Подход Воглера основан на теории Кэмпбелла о том, что форма мифа всегда была основой для большинства художественных пpоизведений. Сюжеты о путешествиях героя всегда содержат мифологические элементы, которые на самом деле соответствуют опpеделенным обpазам, зафиксиpованным в сознании каждого человека. Описанные Воглером идеи и техники я использовал в процессе разработки структуры моих фильмов и часто обращался к этой книге.
К тому времени, как я стал режиссером, Воглер уже был для меня настоящим кумиром. Когда мой старый приятель по киношколе Скотт Силвер, автор сценария «Бойца», рассказал, что встретился с Воглером, у меня чуть не случился сердечный приступ. Я подумал: «Ничего себе! С ним даже можно встретиться и поговорить!» Потом я тоже познакомился с ним лично. Мы обсуждали некоторые мои наброски сценариев. Я начал общаться с ним довольно часто, и в итоге мы стали друзьями.
Иногда я провожу мастер-классы в киношколах и всегда говорю студентам, что «Путь писателя» — книга, которую нужно прочесть в первую очередь.
3. «Беспечные ездоки, бешеные быки» (Easy Riders, Raging Bulls), Питер Бискинд (Peter Biskind)
Невероятная, просто восхитительная книга — прекрасное описание целой эпохи в кино, которая началась с «Беспечного ездока» (1969) и длилась до конца 1970-х. Здесь рассказывается обо всех великих режиссерах, моих кумирах — Скорсезе, Копполе, Фридкине, Богдановиче. Они изменили американский кинематограф, нарушили прежние схемы. В книге также собраны многочисленные истории, связанные со съемками легендарных картин.
Я читал эту книгу на борту корабля, мы плыли недалеко от Большого Барьерного рифа. Это был, наверное, 1998 год, когда я ездил на кинофестиваль в Мельбурне, представлял свой первый фильм «Пи».
Тогда я только начинал карьеру — побывал на фестивале «Санданс», впервые почувствовал себя настоящим режиссером, представителем новой генерации. Поэтому все, что я прочел в этой книге о предыдущем поколении кинематографистов, на работах которых и выросли практически все нынешние независимые, очень живо отозвалось во мне.
Было интересно следить, как одним режиссерам удавалось выстраивать долгую карьеру, в то время как другие очень быстро «сгорали». Игроки в Голливуде постоянно меняются, но сам город остается неизменным. В этом вся правда. Люди приходят разные, но персонажи неизменно возникают одни и те же. В общем, эта книга стала отличным учебным пособием и невероятно увлекательным чтением.
Мне кажется, период, о котором пишет Бискинд, был настоящим золотым веком кинематографа. Режиссеры делали то, чего до них не делал никто, они были движущей силой кино. Теперь в студийной системе, все, конечно, устроено иначе. Но в независимом кино ты — вне системы и обладаешь полной свободой. В современном независимом кино мы видим отголоски того, что происходило на киностудиях в начале 70-х. Отличие в том, что сейчас у нас, как правило, меньше средств на наши «игры».
4. «Сын старьевщика. Автобиография» (The Ragman's Son: An Autobiography), Кирк Дуглас (Kirk Douglas)
Эту книгу я прочел в начале 90-х, когда впервые попал в Голливуд. Посоветовал мне ее мой руководитель, Стюарт Розенберг, автор «Хладнокровного Люка». По сути это история успеха Кирка Дугласа. Он был никем, — сыном старьевщика — и достиг вершин американской мечты, попав в голливудскую киносистему.
Кирк был смелым актером, да и вообще смелым человеком. Он нарушил правило черных списков, убедив студию указать в титрах «Спартака» имя сценариста Далтона Трамбо. Впервые автор, значившийся в черном списке Голливуда, выступил под своим реальным именем, и чтобы добиться этого разрешения, Дуглас использовал все свои силы и авторитет, хоть это было рискованно и могло сломать его карьеру.
Этот человек сделал множество прекрасных картин, он всегда помнил о том, кем он был когда-то, гордился своим происхождением и всю жизнь воплощал этот путь в своих фильмах.
5. «Хичкок» (Hitchcock), Франсуа Трюффо (François Truffaut)
Я многое почерпнул из этой книги. Много лет назад ее мне дал Шон Гуллетт, актер, снимавшийся в «Пи», и я перечитывал ее столько раз, что она буквально развалилась по страницам, я склеил ее скотчем. Новую так пока и не купил.
Эта поразительная книга — настоящий гид по мыслительному процессу Хичкока. Трюффо, талантливейший режиссер, смог задать мастеру по-настоящему глубокие, содержательные вопросы, которые вели в самую суть кинопроцесса. Благодаря Трюффо Хичкок раскрыл перед нами множество разнообразных техник, которые он использовал в процессе создания своей монументальной кинолетописи.
Французская «новая волна», безусловно, тоже сильно повлияла на меня. Это был возврат к основам кино. Особый подход к монтажу, использование ручной камеры, реализм — влияние всего этого отражено и в моих последних картинах «Рестлер» и «Черный лебедь».
По материалам thebrowser.com