Политика оказалась профанной. Сан-Себастьян-2006
- №10, октябрь
- Евгений Гусятинский
Политика оказалась профанной
Плакат 54-го Сан-Себастьянского МКФ |
В этом году отборщики Сан-Себастьяна приняли нехитрое и действенное решение. В ситуации, когда число фестивалей с каждым годом возрастает, а количество конкурентоспособных фильмов стремительно падает, они сделали ставку не на патентованные режиссерские имена, которые умеют удивлять своей ненадежностью, а на жесткую тематическую концепцию. Причем в выборе материала тоже отказались от ненужных премудростей, от модного среди фестивальных кураторов форсирования смыслов или их имитации. Они «по-простому» сосредоточились на одной из самых актуальных проблем современности — глобальной миграции, стирающей и одновременно радикально усугубляющей границы между людьми. Вопрос и впрямь острейший и неразрешимый, поэтому такой выбор ангажированным или натянутым не назовешь.
Миграционная проблематика царила во всех программах, включая три ретроспективы. Первая, тематическая, так и называлась: «Эмигранты». Она собрала нашумевшие и малоизвестные, классические и еще не ставшие классикой картины о судьбе на чужбине или, точнее, судьбе как чужбине. Две персональные ретроспективы тоже были отданы знаменитым переселенцам. Первый из них — чудесник и гений условной режиссуры Эрнст Любич, уроженец Берлина и голливудский классик. Второй — Барбет Шрёдер, парижанин по происхождению, который, до того как стал работать на Голливуд, продюсировал пионеров «новой волны» и снимал независимое и бескомпромиссное кино о сексе и наркотиках — революционной свободе как убийственной зависимости, стиле и философии 60-х…
Конкурс Сан-Себастьяна еще раз подтвердил, что современное кино немыслимо вне социального и политического контекста. Он сплошь состоял из фильмов об иммигрантах и эмигрантах, беженцах и нелегалах, невольных кочевниках и новейших пилигримах — обитателях «третьего мира». Но в самых «ангажированных» из них идейная борьба не смогла компенсировать художественную несостоятельность. Этот фатальный разрыв между слабой формой и оттого совсем слабым, хоть и актуальным, содержанием стал сквозным на 54-м фестивале в Доностии. Его концепция «от противного» напомнила, что эстетизация политики и политизация эстетики доступны лишь настоящим художникам, а не тем соцработникам от искусства, какие собрались в конкурсе.
Хотя, увы, настоящий художник — речь о Ларсе фон Триере — былым радикальным прорывам предпочел теперь демонстративную «позу гения», которая уязвляет пространство актуального искусства намного сильнее, чем провальные — художественные, интеллектуальные, идеологические — позиции других, даже самых непрозорливых, режиссеров.
«Цветок», режиссер Хирокадзу Корэ-эда |
Главным событием Сан-Себастьяна стала международная премьера нового фильма фон Триера «Босс всего сущего», который оказался корпоративной комедией. Действие происходит в офисном пространстве, на которое режиссера вдохновила «Ночь» Антониони. Сюжет такой: руководитель IT-компании изобретает вышестоящего начальника, чтобы от его лица проворачивать махинации. Но когда он решает продать предприятие, то покупатели требуют встречи с несуществующим шефом. На роль фиктивного босса приходится пригласить незадачливого и флегматичного актера, который, разумеется, не знает, как себя вести и что делать на рабочем месте.
Ощущение, что и сам фильм снят анонимным режиссером, который, притворившись знаменитым фон Триером, саботировал (или мистифицировал) его имя, образ, мифологию. Кстати, режиссерский взгляд и вправду обезличен — картина снята при помощи облюбованной фон Триером системы Automavision, которая сама кадрирует пространство и задает ракурс. То есть это как бы нечеловеческая точка зрения — прямой намек на то, кто тут настоящий босс всего сущего. Но в шутках фон Триера теперь нет ничего, кроме шуток, да и исполнены они не только без божественного, но и без человеческого вдохновения.
Так же, как сотрудники фирмы заставляют себя поверить в виртуального шефа, довериться ему, принять его идиотизм за интеллектуальную концепцию, так и верные поклонники фон Триера готовы поддаться магии режиссерского имени, воспринять эту фикцию всерьез. Своим закадровым смехом они озвучивают пустое (во всех смыслах) пространство фильма наподобие того, как это происходит в телевизионных ситкомах. Но ситкомы, ей-богу, и впрямь веселее «комедии» уставшего, но имитирующего напускную бодрость, натужную независимость фон Триера.
«Босс всего сущего», режиссер Ларс фон Триер |
Раньше за его неочевидными провокациями стояла масса смыслов, теперь за ними ничего нет. И режиссер словно настаивает на этой пустоте как на фундаменте фильма. Дескать, из ничего тоже можно сделать что-то. Так, помнится, утверждал другой, но честный манипулятор Энди Уорхол, которому — в отличие от фон Триера — подобные операции удавались.
Фиктивен не только босс всего сущего, но и некий драматург Гамбини, чьим методом восхищается актер-неудачник и чье имя позаимствовано режиссером у продуктового бренда. Фон Триер вновь «играет в идиота» и делает идиотов из зрителей, но играет уже не как радикальный художник и философ-трикстер, а как мелкие и лицемерные буржуа из фильма «Идиоты», неспособные на настоящую трансгрессию.
Эта квазикомедия значима как декларативный отказ фон Триера от какого-либо высказывания, как манифест режиссерской аполитичности. Сделав большой шаг в сторону от политических и художественных парадоксов, какими он еще недавно изумлял в «Догвиле» и «Мандерлае», фон Триер скучно сыграл в жанр, но, конечно, поставил эту игру в кавычки, отведя себе роль лукавого комментатора действия. С натяжкой можно рассудить, что «Босс всего сущего» ближе всего к чистому концептуальному искусству, когда подразумеваемый авторский жест важнее предъявляемого произведения и зачастую не имеет с ним ничего общего. С тем же успехом фон Триер мог бы стать режиссером мультипликации, которую ненавидит, или снять обыкновенную порнографию, к производству которой имеет отношение, — и в том и в другом случае его фильм вызвал бы резонанс, страсти, споры. Но в самоуверенности мастера на этот раз просматривается высокомерное паразитирование на собственном бренде.
«Звуки песка», режиссер Марион Хансель |
Тем не менее к интеллектуальному жесту чуткого фон Триера стоит прислушаться — если даже он отказывается теперь от политического высказывания, то возникает вопрос: а по-прежнему ли возможно это высказывание, не является ли оно фальшью и профанацией? И потом, что уж говорить о политических амбициях других режиссеров, если сам фон Триер уходит в тень…
Парадокс в том, что в контексте фестиваля его хитрая позиция, пускай она и обманчива, выглядела справедливой. Потому что желаемого превращения политики в высокое искусство в Сан-Себастьяне не произошло, а самые социальные фильмы конкурса оказались самыми неубедительными и уязвимыми. В лучшем случае они представляли собой раскрашенную или эстетизированную публицистику, сводясь к политкорректным сообщениям на злободневную тему, разумеется, не без стереотипов левацкой идеологии, которые — как бы «левые» ни сопротивлялись — давно стали объектами производства и потребления «продвинутой» буржуазии.
Отчетливый социально-политический ракурс был наведен еще в самом начале фестиваля, когда на его торжественном открытии (!) показали типичную агитку и образчик гуманитарной пропаганды — британскую ленту «Призраки» (режиссер Ник Брумфилд). Это унылая реконструкция реальной гибели китайских чернорабочих на берегу Британии, где они незаконно собирали моллюсков и их буквально смыло мощнейшим приливом. Для пущей достоверности главные роли в «Призраках» сыграли реальные участники случившейся катастрофы — те, кому удалось выжить и вернуться на родину. Но дальше агитации за права беженцев и корректного упрека в адрес британского правительства, отказавшегося брать на себя ответственность за случившуюся трагедию и выплачивать компенсацию родственникам погибших, дело не пошло. Весь социальный пафос ограничился призывом перевести деньги пострадавшим, а аутентичность исполнения осталась формальным приемом, не добавившим этой стерильной и примитивной картине ни драматизма, ни эмоций. Давно сложился стереотип, что документальная стилистика является самым доступным проводником социальной проблематики. Правда и в том, что именно в этой популистской и растиражированной функции документ все менее эффективен. Несмотря на всю неукоснительность и несомненность «правды жизни», «Призраки» не вызывают доверия, их жалкий реализм отчаянно противоречит реальности, намного более диалектичной и запутанной, чем изготовленная обвинительная листовка.
«В бреду», режиссер Том Ди Чилло |
Еще один фильм, укоряющий западную цивилизацию в равнодушии к Другому, — «Звуки песка» бельгийки Марион Хансель. Это драматичное и эстетское роуд-муви рассказывает об африканской семье, которая из-за наступившей засухи отправляется в опасное путешествие по континенту. Мучимые жаждой, изнуряемые жарой, герои надеются найти спасительный оазис, но натыкаются лишь на жестокость и предательство своих соплеменников. Картина — этакий репортаж с другой планеты, прекрасной и непостижимой, попытка открыть нам глаза на то, что Другой существует, но находится на грани вымирания. Герои фильма погибают один за другим в беспощадной и первобытной пустыне, а в это время над ними летят современные авиалайнеры и в ответ на вопрос истощенной африканской девочки, что это за самолеты и можно ли ждать от них помощи, звучит неутешительная фраза: «Куда уж там, они даже не знают, что мы существуем». Скупое послание фильма — в благородном напоминании о том, что страшная и дикая африканская реальность существует. Остальные режиссерские усилия ушли на создание типичного фестивального арта — картинка завораживает пуще всякого месседжа, в эффектном визуальном дизайне есть вкрапления африканского орнамента.
«Мой сын для меня», режиссер Марсиаль Фужерон |
Фестиваль лишь удостоверил: миграция — тема модная и уже клишированная (модная, потому что клишированная). Сан-Себастьян выявил не столько конфликты и перспективы глобализации и миграции, сколько немощь современного социального кино. Для большинства режиссеров, участвовавших в конкурсе, социальный ум и интеллект — свобода в обращении с идеологическими стереотипами — оказались слишком высокой и непосильной планкой. Обвини авторов «Призраков» и «Звуков песка» в фестивальной конъюнктуре, в аккуратном исполнении соцзаказа и оказании гуманитарной помощи «сирым и убогим» в «резиновых перчатках», у них не нашлось бы художественных аргументов для защиты.
Впрочем, пусть уж лучше зритель узнает о тяжелых судьбах китайских нелегалов в Англии или кочующих африканских аборигенов в форме чистого или эстетизированного плаката, чем не узнает о них вовсе. Это к тому, что в политизированном Сан-Себастьяне не было ни одной российской картины. Хотя проблема миграции, конфликта наций и этнических групп стоит в современной России — неловко даже об этом говорить — не менее остро, чем в Британии, Африке или на Ближнем Востоке. Но у нас про нее практически не снимают — даже на уровне элементарной публицистики. А раз не снимают, раз игнорируют социально-политическую реальность, то и российское кино вряд ли появится на кинематографической карте мира.
«Навсегда», режиссер Хедди Хонигманн |
С другой стороны, самые концептуальные картины конкурса принадлежали режиссерам без явных или припрятанных «партбилетов». Так, например, Хирокадзу Корэ-эда удивил всех фильмом «Цветок». Вслед за философским «После жизни» и документалистским «Никто не узнает» он обратился к Японии начала XVIII века, к городу Эдо (нынешнему Токио), в котором главный герой, непрофессиональный самурай, ищет убийцу своего отца. Но режиссер дедраматизирует историю о мести, переосмысливая классическую самурайскую мифологию и кодекс самурайского кино.
Мести требует не внутренний голос или зов традиций, а редеющая самурайская община, стимулирующая воинский дух… денежными поощрениями. Герой Хирокадзу Корэ-эды толком не владеет оружием, он избегает опасности и насилия, за что предается публичному осмеянию. Но глубокой иронии предается и сама самурайская философия, утратившая к тому моменту свою власть и силу. Она истончилась до архаичного этикета и формальных условностей, которые идут вразрез с личной волей и индивидуальным выбором героя. Вместо того чтобы овладевать мечом и готовить себя к смерти, он учит не-грамотных детей и их родителей письму-чтению, а на досуге мечтательно фланирует по городу и романтично созерцает его нищенские окрестности, которые выглядят на экране одновременно старинными и современными. Когда же он случайно встречает своего врага и видит, что тот обзавелся семьей, то окончательно отказывается от идеи мести и берет его сына к себе в школу. В общем, не дисциплинированный, мужественный воин, верный суровому кодексу, а трепетный и чуткий пацифист.
«Полумесяц», режиссер Бахман Гобади |
У Хирокадзу Корэ-эды самурайские ритуалы, лишившись сакрального статуса, приобретают суперусловную и игровую форму: месть становится для героя чисто символическим событием. Она пригодна лишь для того, чтобы разыграть и инсценировать ее на сцене, поставив спектакль с убийством наподобие гамлетовской «мышеловки». Так условность уравновешивает и компенсирует реальность, а комичное убийство на подмостках предотвращает убийство в жизни. Вражеская смерть театрализуется, аранжируется как балаган, где реальная кровь замещается «клюквенным соком», а трагедия изживается катарсическим смехом актеров и участников. Так и (анти)самурайский фильм Хирокадзу Корэ-эды преображается до философской повести с петляющим сюжетом, завораживающей кантиленой и многоуровневым игровым пространством, артистичными интермедиями, народным (площадным) юмором и классическими, а не спародированными смыслами.
Не нужно говорить, что при всей мудрости он лишен педагогического гуманизма. Свою философию Хирокадзу Корэ-эда упаковал в столь завораживающую и увлекательную, если не отвлекающую, форму, что даже разветвленный сюжет с массой персонажей с первого раза не ухватить. Возможно, фильму недостает прозрачности, но его «формализм» выглядит достойным ответом формалистическому содержанию «Призраков» и «Звуков песка».
Таким же ответом прозвучала и документальная картина знаменитой голландки Хедди Хонигманн «Навсегда», посвященная легендарному парижскому кладбищу Пер-Лашез, последнему пристанищу великих художников, поэтов, писателей, музыкантов… Концептуальность фильма — в выборе пространства — перекрестка между искусством, жизнью и смертью. Его сила — в проникновенных и доверительных интервью с посетителями кладбища. Одни из них приходят к своим родным, другие — к кумирам (Шопену, Аполлинеру, Модильяни, Прусту, Мельесу…), третьи ухаживают за запущенными могилами неизвестных им людей, четвертые просто находят здесь умиротворение и сосредоточенность. Сакральная природа этого гения места и мифология гениев, которые там похоронены, восприятие смерти и умерших, связанные со смертью ритуалы… — все это становится объектом рефлексии Хонигманн. Сквозной персонаж — гид по кладбищу, знающий Пер-Лашез как свои пять пальцев и чувствующий тут себя как дома. В его рассказах, дополненных взглядом Хонигманн, кладбище становится зеркалом мира, отражающим живых и мертвых в одном и том же — ровном, горизонтальном, гармоничном — свете. С деликатностью, отстранением, но и чувством причастности Хонигманн описывает это реальное и одновременно метафизическое измерение, подключая к нему и зрителей, заставляя замереть перед экраном. Режиссерская этика не позволяет ей спрашивать у героев больше, чем они могут рассказать. Их монологи откровенны, но сдержанны и несентиментальны, а за каждым из персонажей остается незавершенная перспектива из ощущений, мыслей, эмоций — не меньшая, чем та, что открывается за именами мертвых. Разумеется, никакого символизма и метафор: метафизический пласт проступает сквозь простоту и строгость, тишину и «выключенность» документальных кадров.
Члены жюри проигнорировали и «Цветок», и «Навсегда» — возможно, по причине их благородной самодостаточности. Тем не менее они выделили те фильмы, в которых социальных штампов и обобщений меньше всего. Главный приз, «Золотую раковину», поделили камерная французская психодрама «Мой сын для меня» дебютанта Марсиаля Фужерона и поэтическая притча-фантасмагория «Полумесяц» прославленного иранца Бахмана Гобади, в которой эмигрантские мотивы хоть и существенны, но служат огранкой для более универсальных конфликтов. Два года назад Гобади уже получил главную награду Сан-Себастьяна за бескомпромиссную антивоенную драму «Черепахи умеют летать» — о детях-калеках, жертвах ближневосточных розней. Курд по происхождению, в «Полумесяце» он вновь рассказывает о трагедии своей нации, лишенной географических границ и раздираемой между Ираном, Ираком и Турцией. И снимает ее в жанре высокого философского абсурда, когда смех и ужас, трагическое и комическое идут рука об руку.
«Полумесяц» — история престарелого музыканта-курда и десяти его взрослых сыновей, которые отправляются из Ирана в Ирак, чтобы спеть и сыграть перед своими земляками. Но их заветное желание пересечь блокпост и увидеть близких оказывается несбыточным, вернее, слабую надежду на то, что оно когда-нибудь сбудется, вселяет только смерть, которая приходит за главным героем в образе прекрасной девушки в сновидческом финале. Рядом с эпичным и вдохновенным «Полумесяцем» разделившая с ним награду семейная драма «Мой сын для меня» выглядит щекотливой пустышкой. Это протокольный портрет с виду нормальной семьи, в которой эгоистичная и патологически ревнивая мать (Натали Бай, приз за лучшую женскую роль) настолько любит своего сына-подростка, что превращает его жизнь с сущий ад. Она всеми силами запрещает ему взрослеть, желая видеть в нем маленького, несамостоятельного мальчика. Ему нельзя бриться, встречаться с девочками и друзьями, ходить на вечеринки и даже видеться с бабушкой, матерью героини. Малейшее непослушание со стороны сына вызывает у нее приступ психической, маниакальной агрессии. Бай избивает ребенка руками и ногами, заточает в комнате. Доводит его до попытки самоубийства, а потом и до того, что, забитый и замученный, он наставляет на нее пистолет и кидается с ножом… Отмороженный папа и поглощенный работой муж (Оливье Гурме) делает вид, что все в порядке. Только старшая дочь рискует заступиться за брата.
Этот клинический случай режиссер явно задумывал снять в отстраненной стилистике судебно-медицинской сводки — без комментариев, объяснения мотивов и последствий. Но холодного описания домашнего террора и насилия не состоялось. Не хватило дистанции, ума и таланта. Вместо них — дешевый, грубый фрейдизм и психоанализ для «чайников». Самые убойные и драматические сцены вызывали в зале смех и свист. Бай отменно демонстрирует ледяную выдержку и психологическую непроницаемость, страдания мальчика тоже убедительны. Но актерские усилия фатально диссонируют с подростковой — без рефлексий, но с интересом к скандальности — режиссурой.
Сразу два приза — за режиссуру и сценарий — заслуженно получила новая картина Тома Ди Чилло «В бреду». Независимый американец, начинавший оператором у Джармуша, он прославился абсурдистской комедией «Джонни-замша» и культовым кино о кино «Жизнь в забвении», потом выпустил тройку не слишком харизматичных фильмов, а теперь с блеском напомнил о себе. «В бреду» — повесть о молодом нью-йоркском бродяге (Майкл Питт), который подвизался ассистентом у такого же жалкого и одинокого папарацци (Стив Бушеми), стал его единственным другом, попал благодаря ему на звездную тусовку, где своей уличной естественностью заинтриговал попсовую певичку (Элисон Ломен), едва пережившую разрыв с гламурным бой-френдом. С ее помощью этот везунчик, представитель городской tabula rasa, попадает в светскую хронику и вскоре сам становится кумиром толпы, получив приглашение сняться в сериале. «Жизнь по течению» выталкивает его из нищего в принцы, на красную дорожку, в мир dolce vita, превращает из маргинала в звезду. А друг-фотограф остается в обшарпанной квартирке, где мается от злости и ревности, мучается из-за невнимания того, кого он когда-то приютил… и даже готовится отомстить ему за предательство… «В бреду» — свободное, невероятно витальное и артистичное кино о парадоксах славы и удачи, сделанное с сочувствием и симпатией к их пленникам и несправедливым жертвам. Нью-йоркская сказка о звездной и городской пыли, какие еще умеют снимать в этом мифическом месте классические «независимые». И еще — современный перевертыш «Полуночного ковбоя» Шлезингера, о котором у Ди Чилло напоминает не только пара героев-аутсайдеров, но и изображение, резкое и фактурное, урбанистическое и гиперусловное. Персонажи Дастина Хоффмана и Джона Войта оставались на обочине Большого яблока, персонажи Стива Бушеми и Майкла Питта навсегда застревают в его центре. И там, и там — одинаковые мечты, неотступные, но столь эфемерные, что разочарованные герои начинают бунтовать против их осуществления, ставя реальность выше любых иллюзий.