Кино + ТВ = телефильм? Александр Митта: «Кино — рассказ визуальный. Сериал — вербальный»
- №10, октябрь
- Екатерина Самылкина
Екатерина Самылкина. В вашем последнем сериале «Лебединый рай» постоянно повторяются одни и те же кадры: московское шоссе, завод, варка стали, озеро — так на протяжении всего сериала. Зачем нужны повторяющиеся кадры?
Александр Миттана съемках фильма «Лебединый рай» |
Александр Митта. Совсем не факт, что люди будут смотреть все это подряд, поэтому ключевые кадры просто обозначают место действия.
Е. Самылкина. Почему же постоянно одни и те же?
А. Митта. Потому что других не сняли.
Е. Самылкина. А для фильма почему снимаете?
А. Митта. Для фильма подробнее работаем. В сериале мы работаем очень быстро: снимаем по шесть-девять минут в день, а в фильме мы работаем медленно: даем по минуте-полторы.
Кроме того, фильм показывается одномоментно, идет в течение полутора часов, а сериал демонстрируется несколько вечеров, и в нем важно напомнить, что была именно эта картинка, чтоб она возвращалась, указывая зрителю: это тот же завод, тот же город. Таких базовых элементов набирается довольно много. И лучше, чтобы они были как заставки, одни и те же. Они еще и работают в конфликте или в контрапункте: вот озеро, а вот завод, они сталкиваются, появляется угроза — от столкновения двух кадров возникает третье понятие. Это элемент диалектического мышления, элемент нашего телевизионного языка.
Е. Самылкина. Деталь может играть такую роль? Повторяться?
А. Митта. Конечно, может. Может и повторяться, но лучше, когда она при по-вторении развивается. Вообще в кино и на телевидении лучше всего, чтобы все показанное имело потенциал для развития.
Е. Самылкина. Повтор детали эффективнее в фильме, чем в сериале?
А. Митта. Нет, и там, и там этот принцип работает. Просто в фильме в нем нет такой необходимости. В фильме мы рассказываем историю с непрерывным развитием, потому что временной промежуток короткий, рассказ более плотный и разброс гораздо меньше. В сериале может быть восемь-десять сюжетных линий, и чтобы они сложились в одно произведение, нужно как-то обозначать каждую тему, чтобы зрители не путались. Правда, это решение для меня оказалось непродуктивным. У меня первоначально было ощущение, что при очень простом, понятном изложении, необходимом в сериале, и при обилии сюжетных линий сложится романная форма, возникнет объем, но на самом деле этого не получилось. Если бы «Границу» или «Лебединый рай» люди смотрели, как роман читали — подряд, или смотрели на диске, пересматривая какие-то эпизоды, тогда ощущение объема, возможно, и появилось бы. Это не факт, но вероятность. А показанный по сериям, еще и разорванный рекламными паузами, сериал развалился на фрагменты. Надо было ориентироваться на реальность: в сериале обычно линейный сюжет, простая история, детектив, прямые человеческие чувства, лобовые ходы, банальные решения, достаточно убогий, одномерный мир персонажей, простые эмоции.
Е. Самылкина. В сериале смысл проще, и поэтому проще должно быть воплощение?
А. Митта. Смысл не проще, смысл упрощенней. У Чехова тоже просто, но он затрагивает главные жизненные проблемы. Проще может быть и глубоко.
А упрощенно — это сериально. Сериал берет не главные, а наиболее удобные для усвоения, «быстрорастворимые» проблемы, когда конфликты приведены к восприятию через рекламные паузы. Кто-то кого-то убивает, кто-то что-то расследует — этот простой вопрос все держат в голове. Простые вопросы и простые ответы. Мир, приведенный в состояние полуживотных эмоций, очеловеченный, оживленный большим количеством слов.
«Лебединый рай», режиссер Александр Митта |
Е. Самылкина. В «Сказке странствий» с помощью детали удалось создать объем? В заключительном эпизоде брат Марты Май повторяет реплику умершего Орландо: «Что, девочка?», рисует его чертеж.
А. Митта. Да, но в фильме все более сложно. Там происходит чудо: один человек превращается в другого. Май ожил не только как брат Марты, но и как самый дорогой для нее человек, то есть он впитал в себя дух Орландо. Эта реплика фиксирует то, что за кадром случилось чудо. Никаких технических возможностей, чтобы Орландо воспарил и в виде прозрачного духа вселился в Мая, у меня не было. Но я сделал это более лаконичным и более экономным способом: и литературно — репликой, и визуально — Май начинает вести себя так, как он вести себя не должен. Он не знает ничего про летательный аппарат, чертеж которого рисует. А этот аппарат когда-то спас Марту и Орландо, и это было самым высоким выражением духа Орландо. Марта поняла, что Орландо ожил в Мае.
Е. Самылкина. Получается, что в фильме с малым количеством сюжетных линий удалось при помощи детали создать объем, а в сериале с его множеством сюжетных линий — нет.
А. Митта. Да, но в «Сказке странствий» есть свои недостатки. Там значительно больше мест действия, и каждое надо экспонировать. Это тоже неудачный опыт. Мне было интересно попробовать сделать так, как я сделал, потому что таким образом я мог реализовать максимальное количество визуальных картин. Тогда у меня в голове сидело, что кино — это визуальный рассказ. Я решил, что я попытаюсь четыре фильма объединить в один. В принципе, это концепция, которую я и сейчас использую. Если хочешь, чтобы был хороший фильм, нужно поделить его на четыре и каждую четвертинку сделать, как отдельный фильм — с началом, серединой и концом.
Е. Самылкина. Как «Таежный роман»?
А. Митта. «Таежный роман» — телесериал, а я сейчас и в кино то же самое делаю. Сюжет должен быть один, конфликт должен развиваться, а сам рассказ, изложение сюжета хорошо бы разбить на четыре части и каждую часть сделать, как маленький фильм. Тогда создастся большое внутреннее напряжение и смотреть будет интересно. Сейчас я как раз закончил сценарий, написанный по этому принципу. Я хочу снять фильм, состоящий из четырех маленьких. Главных героев в нем будет мало — всего три. Единый сюжет, но повороты более резкие. Место действия тоже одно. Это лучше, мы же все время стремимся к тому, чтобы идею изложить как можно более просто. Трюффо говорил, что самое главное качество режиссера — это умение упрощать. Если умеешь упрощать, то сможешь сказать об очень серьезных вещах. Режиссер, у которого это качество развито, добивается самых успешных результатов. Мои любимые режиссеры Рязанов, Панфилов и Данелия обладают им в большей степени, чем все другие российские режиссеры.
Е. Самылкина. Сложная идея может быть заложена и в сериал, и в фильм, но упрощать ее надо и там, и там?
А. Митта. Иначе ничего не получится. Но в сериале настраиваешься на восприятие определенной аудитории, а в фильме упрощаешь, чтобы изложить серьезную мысль ясно, внятно и эмоционально. Задачи разные. В сериале и изображение сильно упрощено, в основном это лица и — минимально — среда. В фильме работаешь с гораздо более сложной визуальной фактурой. «Ночной Дозор», «Дневной Дозор» — простые истории, но сложный монтаж, напряженное визуальное развитие и законченность эпизодов — как маленьких фильмов — сделали свое дело, кассу, успех и т. п.
Язык фильма — визуальный, язык сериала — все-таки вербальный.