Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Армен Бадалян: «Аудитория всегда права» - Искусство кино

Армен Бадалян: «Аудитория всегда права»

Интервью ведет Екатерина Самылкина

Екатерина Самылкина. Армен Суренович, как вы понимаете слово «артхаус»?

Армен Бадалян. Как кинематограф с серьезным авторским началом, созданный не по жанровым лекалам.

Е. Самылкина. Почему было принято решение сделать кинотеатр «Пять звезд» на Новокузнецкой полностью артхаусным?

Кинотеатр «Пять звезд»
Кинотеатр «Пять звезд»

А. Бадалян. Решение связано с тем, что московский рынок кинотеатрального показа очень насыщен. В основном, показчики работают с аудиторией, которую легче привлечь жанровыми картинами, чистым развлечением. Желание многих прокатчиков работать с мейнстримом дало нам подсказку: может быть, удастся выйти из прямой конкурентной борьбы за массового зрителя и попытаться привлечь другую аудиторию.

Е. Самылкина. Вы считаете, артхаусная аудитория в России уже сформировалась?

А. Бадалян. Я думаю, что и аудитория мейнстрима в России окончательно не сформировалась. Очертания аудитории артхауса совсем неясные и могут только угадываться.

Е. Самылкина. Что должно произойти, чтобы появилась артхаусная аудитория? Ее можно воспитать?

А. Бадалян. Нет, мы принципиально воздерживаемся от понятия «воспитывать зрителя». Точнее будет сказать, что мы стараемся предлагать максимально разнообразное кино и следить за поведением аудитории. Реакция на артхаусные картины на наших площадках в центре Москвы убеждает нас в том, что работа ведется правильно. Было бы слишком самонадеянно с нашей стороны считать, что мы зрителя воспитываем. Скорее, догадываемся, что зритель у авторского кино есть, значит, нужно его обслуживать.

Е. Самылкина. Как вы выбираете фильмы для показа?

А. Бадалян. Отчасти интуитивно, но все в большей и большей степени, понимая запросы аудитории. Изучая и анализируя их. Будучи сами достаточно внимательными зрителями, мы полагаем, что наши собственные вкусы во многом пересекаются со вкусами тех, кто к нам приходит или готов прийти. Так удается принять правильное решение. Но нет никакой гарантии, что удастся всегда привлечь зрителей — даже на высокохудожественный и шумный артпроект.

Е. Самылкина. Реклама ничего не дает?

Кинотеатр «Ролан»
Кинотеатр «Ролан»

А. Бадалян. Реклама ничего не может дать по той простой причине, что этот сектор еще слишком малоемкий, чтобы дистрибьютор, чья обязанность — продвигать картину, решался бы на серьезные рекламные вложения. Емкость рынка должна возрасти, чтобы дистрибьютор яснее понимал, какие кассовые сборы его ожидают. Поняв это, он, в том числе по настоянию показчика, увеличит свои усилия по продвижению фильма и в смысле материальных затрат, и в смысле креативности. Сейчас предъявлять такие требования бессмысленно. Дистрибьюторам сегодня следует сказать «спасибо» за то, что они хотя бы закупают права на артхаусные фильмы и угадываемая нами аудитория может быть частично обслужена.

Е. Самылкина. Скажите, почему, к примеру, такая «трудная» авторская картина, как «Наука сна» Мишеля Гондри, идет в «Пяти звездах» уже год?

А. Бадалян. Из-за объема аудитории конкретно этого фильма. Сегодня начался второй год его проката у нас. При этом значительный объем аудитории не означает, что люди, забросив все свои дела, в первую же неделю помчатся смотреть фильм. Авторитет картины должен сложиться — и не в последнюю очередь — благодаря реакции первых зрителей. Не у каждой ленты такая счастливая судьба. Но в Москве очень многие фильмы имеют возможность оправданно для кинотеатров работать несколько месяцев.

Е. Самылкина. А бывало так, чтобы на сеанс не пришел ни один зритель?

А. Бадалян. Конечно. Это и есть ошибки в нашей работе — когда нам показалось, что аудитория есть и она даже без вложений дистрибьютора может прийти, но выясняется, что ее нет. Такое может произойти по двум причинам: потому что потенциальным зрителям никто внятно не сообщил о фильме или потому что попытки сообщить не вызвали никакого интереса. Аудитория всегда права, она же платит деньги. Любому фильму дается шанс — несколько десятков сеансов в течение двух-трех недель. Если аудитория картины так и не сформировалась, ее убирают из расписания. Это бывает очень редко.

Е. Самылкина. На других площадках сети политика отличается?

А. Бадалян. Отличается. «Ролан», к примеру, — двухзальный кинотеатр.

У него недостаточно экранного времени для таких экспериментов. «Пять звезд» на Павелецкой обязан продолжать воевать за зрителей мейнстрима и должен иметь несколько позиций молодежного кино. Даже там, на уровне пяти залов есть проблема экранного времени. Там эксперименты и работа на ощупь, как в «Пяти звездах» на Новокузнецкой, невозможны.

Е. Самылкина. Остаются ли шансы для развития специализированных артхаусных кинотеатров, или будущее за мультеплексами?

А. Бадалян. Я уверен, что и мультиплексы, при умелой работе менеджмента кинотеатра, способны привлекать и удерживать артхаусную аудиторию. Что касается специализированных кинотеатров, то все зависит только от воли владельцев: насколько они будут способны отвечать интересам этой достаточно капризной, в хорошем смысле слова, аудитории.

Е. Самылкина. Будет ли когда-нибудь полноценно прокатываться в России документальное кино?

А. Бадалян. Мы живем в эпоху сегментированного рынка. У документальных картин, так же как и у игровых, должны быть заинтересованные в их продвижении дистрибьюторы. Они должны уметь находить общий язык с показчиками, чтобы кинотеатры сначала очень робко, испуганно, но откликались на их желание прокатывать такие фильмы. Эту работу еще предстоит проделать.

Е. Самылкина. Почему же в такой работе никто не заинтересован?

А. Бадалян. Что касается интересного зарубежного кино — видимо, никто не рискует потратиться на закупку прав. О российской документалистике мне сложно судить, но, возможно, причина в том, что производители фильмов не нуждаются, как в глотке воздуха, в хотя бы частичном возврате средств, вложенных в производство. Пока нет проката документального кино, невозможно ответить и на вопрос, есть ли у него аудитория. Ведь почему сейчас у кинотеатра на Новокузнецкой 70-80 процентов репертуара — арткино? Потому что эта работа началась, велась и дала какой-то результат. Хотя когда мы ее начинали, мы не были ни в чем уверены. В том, что выработанный механизм продержится хотя бы пятнадцать лет, тоже нет гарантии. Но пока он приносит результаты, мы будем эту работу продолжать.

Е. Самылкина. Какие перспективы развития артхаусных кинотеатров в России вы видите?

А. Бадалян. Я убежден, что этот рынок обслуживается сейчас далеко не исчерпывающе. Как представитель кинопоказа, могу только приветствовать тех, кто поверит в наличие заинтересованной аудитории в разных точках страны и постарается последовательным трудом таких зрителей привлечь. Это очень важно: даже если «наших» зрителей не очень много, они тоже потребители. В рыночном смысле неграмотно их не замечать. Не берусь говорить об эстетической стороне вопроса, но не выйти на этот рыночный сегмент — значит, лишить зрителей определенных удовольствий, а себя — дохода. Не фантастически большого, но все же, если у кого-то трудности с большими объемами рыночного оборота, вполне можно воспользоваться возможностью небольшого оборота и обслуживать артхаусную аудиторию. К тому же телевидение становится все более неинтересным, а значит, люди, ищущие глубоких эстетических переживаний, охотнее будут идти в кинотеатры — если соответствующее предложение к этим потребителям будет поступать.

Е. Самылкина. С другой стороны, людям легче купить DVD…

А. Бадалян. В целом вся кинотеатральная сеть вынуждена будет пересмотреть ценовую политику. Кино не может быть элитным удовольствием. Рассчитывать на то, что только элита способна обеспечивать необходимые объемы дохода, недальновидно. Только попытки привлекать всё большие зрительские массы позволят этому рынку более или менее комфортно существовать еще лет пятнадцать.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Warning: imagejpeg(): gd-jpeg: JPEG library reports unrecoverable error: in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/gk_classes/gk.thumbs.php on line 390
70+

Блоги

70+

Зара Абдуллаева

О режиссерском дебюте Дастина Хоффмана, отдавшего личную дань восхищения и любви престарелым английским ветеранам сцены, – Зара Абдуллаева.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Начался 63-й Берлинский международный кинофестиваль

07.02.2013

7 февраля открылся 63-й Берлинский международный кинофестиваль. Фильмом открытия стала «Великий мастер» («The Grandmaster») Вонга Кар-Вая, который также возглавил жюри. Фильм посвящен Ип Ману (его играет Тони Люн Чу Вай) – мастеру боевых искусств и учителю Брюса Ли.