Пуля не дура. «Женщина, пистолет и лапшичная», режиссер Чжан Имоу
- №3, март
- Антон Долин
(San qiang pai an jing qi)
По мотивам фильма братьев Коэн «Просто кровь»
Авторы сценария Ши Цзяньцюань, Сюй Чжэнчао
Режиссер Чжан Имоу
Оператор Чжао Сяодин
Композитор Чжао Линь
В ролях: Ни Дахун, Янь Ни, Сяо Шэньян, Сунь Хунлэй, Чэн Е, Мао Мао, Чжао Бэньшань
Beijing New Picture Film, Sony Pictures Classics
Китай
2009
Что думает о новой картине Чжана Имоу китаец — возмущает его или радует переход мэтра от помпезных костюмных драм к костюмированной комедии, восславит ли он режиссера как продолжателя священных традиций Пекинской оперы или обвинит как их нарушителя? На родине «Женщину, пистолет и лапшичную» (там картина называлась «Три ствола») принимали по-разному: одни восхищались, другие называли провалом. У зрителя западного нет иного выхода, кроме как прибегнуть к собственному культурному багажу, которому не чужд и Чжан, предложивший в своем шестнадцатом фильме довольно точный римейк дебютного нуара братьев Коэн «Просто кровь» (1984). Вспомнится не только американское независимое кино, но и более древние схемы, известные со времен античности. Трагедии тогда складывались в циклы из трех пьес, к которым прилагалась одна комедия, призванная отвлечь публику от чрезмерно серьезных мыслей. Так и Чжан после эсхиловски величественного «Героя» (2002), софокловско изощренного «Дома летающих кинжалов» (2004) и еврипидовско болезненного «Проклятия золотого цветка» (2006) сделал фарс, достойный Аристофана, во многом похожий на предшествовавшую трилогию и в то же время составляющий с ней резкий контраст.
Сам режиссер объясняет перенос вполне актуального коэновского сюжета в Средние века банальными проблемами с цензурой: показать коррумпированного полицейского (он занял в фильме Чжана место киллера) в современном китайском кино не так-то просто.
Забавный побочный эффект — превращение пистолета из обыденного жанрового атрибута в экзотическую диковину. Герои картины, живущие и работающие среди пустыни в небольшой таверне, поражены демонстрацией огнестрельной мощи заморского дива (и не скажешь, что китайцы изобрели порох!). В первой сцене фильма персидский торговец — ряженый шарлатан, которого играет китайский телеведущий французского происхождения Жюльен Годфруа, — заходит в лапшичную, чтобы продать жене ее владельца за баснословные деньги трехствольный пистолет: волшебное орудие под заморским названием must die. Показывая, что и она не лыком шита, дамочка спрашивает перса: «How much?» Цену удается сбить вдвое.
Чжан тщательно формирует пограничное пространство между Востоком и Западом, мечом и стволом, комедией и драмой. На самом то деле можно было обойтись без пистолета, возвысив пафос до невиданных вершин (например, в последней сцене, досконально точно повторяющей аналогичный эпизод фильма «Просто кровь», убийце хватает лука со стрелами и меча). Но «Женщина, пистолет и лапшичная» — осознанная игра на понижение, в которой нет места благородным поединкам и полетам, пришедшим в три предыдущие картины Чжана из старинной традиции уся. Здесь мастерское владение саблей — лишь рекламный трюк, которым перс привлекает внимание покупателей; здесь совершенство кунфуистской техники демонстрируют повара и официанты, раскатывая тесто для приготовления лапши и жонглируя скалками. Для того же, чтобы проливать «просто кровь», используют инструмент предателей и слабаков — пистолет.
На три ствола — три пули. Даже тому, кто не смотрел коэновский оригинал, очевидно, что в фильме прозвучат три выстрела. Чеховский принцип «ружья, которое должно выстрелить» соблюден, чему способствует и четкое распределение амплуа: старый хрыч Ван (Ни Дахун, игравший у Чжана в его эпохальной драме «Жить») — скупой содержатель лапшичной, похотливая и своевольная жена (красавица Янь Ни), которая изменяет ему с трусоватым поваром Ли (популярный в Китае комик Сяо Шэньян), а следователь Чжан (Сунь Хунлэй начинал в «Дороге домой» того же Чжана Имоу, успел сыграть и в «Монголе» у Бодрова-старшего) разоблачит адюльтер и согласится за деньги убить изменников. Что будет дальше — опять же, см. Коэнов: в живых останется лишь одна женщина, да и то по чистой случайности.
Чеховское ружье (оно же трехствольный пистолет), заранее известная интрига. Чжан, однако, не довольствуется тем, чтобы завершить картину предсказуемым выстрелом: другой, неожиданный выстрел звучит в самом начале — и какой! Назойливый перс демонстрирует доверчивым китайцам свой товар, предлагая в довесок к пистолету купить пушку. Гром гремит, ядро улетает далеко в горы, шум привлекает в лапшичную наряд полиции, в составе которого будущий участник событий Чжан и эскортируемые в город преступники, повинные в адюльтере. Очевидное предостережение, к которому герои не прислушаются. Не заподозрят они и того, что воронка от пушечного ядра станет могилой для одного из них.
Здесь важнейшее отличие чжановских персонажей от коэновских. Те были умными и осторожными — настолько, что всерьез надеялись переиграть судьбу. Эти — одноклеточные идиоты. Увлекшийся вырезанием Ван не слышит пушечного выстрела; его жена в решающую ночь, когда ей бы и расправиться с супругом, напивается вусмерть; опытный следователь Чжан все время забывает улики на самом видном месте и оказывается не в состоянии
взломать сейф. Чтобы повысить градус идиотизма, Чжан Имоу добавляет к коэновскому квартету еще троих персонажей — дебиловатую пару уродов слуг (Чэн Е и Мао Мао) и начальника полиции, которого выдающийся китайский комик Чжао Бэньшань («Счастливые времена») превращает в косоглазого дегенерата. Даже цветастые одежды всех без исключения героев свидетельствуют о плохом вкусе, а головной убор Ли пугающе похож на дурацкий колпак.
Чжан Имоу, заметим, — один из самых выдающихся колористов современного кино. Различным трактовкам его богатой палитры посвящены серьезные исследования: красный в «Красном гаоляне» и «Подними красный фонарь», желтый в «Цзюй Доу», сложный символизм монохромных сцен в «Герое», белоснежный финал «Дома летающих кинжалов». В «Женщине, пистолете и лапшичной» разноцветные шелка — тривиальный ярмарочный атрибут, и даже строгая синева полицейских доспехов придумана, кажется, лишь для того, чтобы выделяться на фоне пейзажа. Ландшафт, напротив, — настоящее произведение искусства: пустынные горы, меняющие оттенки при разном освещении, были найдены Чжаном в результате кропотливого выбора натуры, занявшего несколько месяцев. Бесплодные усилия суетливых героев не дают отдыха глазу и уму — пока кадр не застывает, позволяя насладиться строгой красотой неподвижной природы, не знающей ни алчности, ни юмора. Когда в финале следователь Чжан испускает дух, его отражение исчезает в капле воды из простреленного бурдюка. Так и остальные ряженые истаивают, растворяются в пейзаже. Еще раньше, с наступлением темноты, теряют цвет их костюмы, погружаясь в нуарную сумеречную стихию. Сомнений нет — всех ожидает одна ночь.
Восхищаясь техническими способностями Чжана Имоу, критики недоумевали: зачем вкладывать столько сил в очевидно бессмысленный проект? Однако «Женщина, пистолет и лапшичная» — не столько бессмысленная комедия, сколько комедия о бессмысленности. Для Коэнов этот тип высказывания — самый любимый. Начиная с первого фильма, они забавляются тем, что стравливают людей — самых одаренных, удачливых, самокритичных — с фатумом и вместе с публикой наслаждаются иронией судьбы, не жалеющей никого. Чжан, как любой нормальный гений из тоталитарного государства, всю жизнь шел в противоположном направлении: искал высший смысл. В начале карьеры сражался с официозной эстетикой, отстаивая права женщин, крестьян, да и прочих угнетенных, защищая право интеллигента на независимое высказывание. Потом, став «национальным брендом», нес искусство в массы — и стал самым популярным режиссером на родине («Герой» и режиссура Олимпийских игр — две высшие точки карьеры). А сейчас вдруг остановился, оглянулся и скептически переоценил все, чего добился. Впервые ему никого не жалко; впервые идеалист Чжан ясно дал понять, что его герои не заслужили иной участи, кроме бесславной гибели посреди далекой пустыни.
Если всмотреться в структуру картины, в ней можно различить все важнейшие персонажи из предыдущих шедевров Чжана. Жена-изменщица — взбунтовавшаяся Сунлянь из «Подними красный фонарь»; Девятка из «Красного гаоляна», Цзюй Доу из одноименного фильма, императрица из «Проклятия золотого цветка» — все героини Гун Ли, слившиеся в одну злую пародию. Трусливый Ли — издевка над терпеливцем Сю Фугуем («Жить»). Ван — прокаженный из «Красного гаоляна», красильшик из «Цзюй Доу», глава семейства из «Подними красный фонарь» и прочие ревнивые властолюбивые мужья, вплоть до императора в «Проклятии золотого цветка». Чжан — наследник воинов и убийц из «Героя» и «Дома летающих кинжалов», только истинное лицо и подлинные намерения он скрывает не из возвышенных побуждений или любви к женщине, а токмо корысти ради.
Именно Чжан Имоу первым принес в китайское кино чувственность, противопоставив лицемерному целомудрию официозного искусства разгул страстей — чистых, как в «Красном гаоляне», или порочных, как в «Цзюй Доу». В «Женщине, пистолете и лапшичной» адюльтер — лишь повод, и единственная эротическая сцена оказывается откровенной издевкой над зрительскими ожиданиями (Ли «ублажает» любовницу, смазывая ее раны от побоев мужа едкой мазью). Главная забота всех персонажей без исключения — это деньги. Ван сетует, что купил втридорога никчемную супругу, та сбивает цену на пистолет, Чжан требует повышения платы за убийство изменщиков («Такова рыночная цена», — объявляет он пораженному заказчику), слуги мечтают залезть в сейф к хозяину и получить задолженную зарплату. Коэны сплетали в фильме «Просто кровь» все свойства человеческой природы, Чжана Имоу же интересует одна только жадность, превращающая личность в скота. Для него, самого коммерчески успешного режиссера Китая, это — концептуальное высказывание. Превращаясь в бизнес, искусство теряет смысл, становится чередой абсурдных разноцветных картинок, способных развлечь и соотечественников, и охочий до азиатской экзотики Запад.
В этом картина «Женщина, пистолет и лапшичная» схожа с другим коэновским фильмом — «оскароносным» антивестерном «Старикам тут не место». Как и в нем, в фильме Чжана Имоу бессмысленная погоня за наживой губит практически всех. Как у Коэнов, пустынный пейзаж съедает человека, низводит его значимость до нуля. Схоже и минималистское использование музыки — причем у Чжана Имоу музыкальная тема Цжао Линя звучит на начальных титрах, обещая стильный нуар, а затем вовсе исчезает. Любование горным ландшафтом безэмоционально и безмолвно. Единственные звуки, нарушающие умиротворенную тишину, — это выстрелы из смертоносного оружия под названием «must die».
Чжан Имоу блестяще опроверг известное утверждение «Пуля — дура». В его картине пуля — умница, а дураки — люди, встающие у пули на пути. От смерти их не спасут ни хитрые планы, ни красивые одежды, ни крепкие доспехи. И поделом. Пусть наконец-то камера режиссера-виртуоза отвлечется от мельтешения надоедливых людишек и насладится величественным пейзажем. Дуракам в нем не место.