Аннотации научных статей
- №2, февраль
- "Искусство кино"
Вика Смирнова. Слова, слова, слова…
Исследование философско-психологического метасюжета, положенного в основу «оскароносного» фильма «Король говорит». Автор статьи анализирует этапы сложной эволюции отношений героя и власти через нюансы взаимосвязи политика и слова, фразы и смысла, свободы речи и свободы принятия решений, влияющих на судьбу отдельного человека и нации.
Власть, декламация, дикция, «Король говорит!», король-имитатор, монарх, миф, Том Хупер
Инна Кушнарева. Кровавая баня
Статья о фильме Даррена Аронофски «Черный лебедь», исполнительница главной роли в котором Натали Портман получила «Оскар», — в первую очередь о балете, о его природе, представленной во фрейдистских интерпретациях. Автор обращает внимание на гиперсексуальность как одно из предписаний современной художественной культуры, полагая, что и в «Лебедином озере» хоррор заложен в самой музыке. В статье рассматривается, каким образом высокое искусство переводится в своего рода треш, в низкий жанр, когда оно, представленное напрямую, превращается в нелепое и комическое, в маразм и нафталин.
Аронофски, балет, гиперсексуализированный мир, «кинематограф истерии», трансцендентность, трэш, хоррор, фригидность, «Черный лебедь», чужак
Нина Цыркун. I'm CEO, bitch!
Анализируя фильмическую и реальную историю создания одной из наиболее влиятельных современных социальных сетей Facebook, автор приходит к выводу, что, вопреки провозглашенным целям, ее создатель Марк Цукерберг на самом деле стирает границы приватности, заставляя пользователей по собственной воле попадать под всепроникающий тотальный контроль.
Facebook, гений, Марк Цукерберг, «новый новый журнализм», «Социальная сеть», социопатия, триллер
Елена Паисова. На дне
Статья посвящена исследованию нового типа героя в американском кино на примере картины Дэнни Бойла «127 часов», а также выявлению особенностей авторского языка и новаторских техник, используемых в экранизации литературного произведения. В статье также рассматривается тема актуальности сочетания элементов мейнстрима и артхауса, граница между которыми становится все более размытой.
«127 часов», Дэнни Бойл, героизм, единство времени и места, кино «проживания», комикс о супергерое, неизбежная случайность, псевдологика, триллер, экшн
Инна Кушнарева. Последний модернист
Статья содержит всесторонний искусствоведческий анализ творчества Жан-Люка Годара среднего и позднего периодов. Автор специально останавливается на динамике этических и политических позиций Годара-радикала, которые повлекли за собой отчуждение от него части зрителей и коллег-кинематографистов.
Антиамериканизм, Жан-Люк Годар, деконструктор, зрительское удовольствие, История, критика репрезентации, нарративность, модернизм, оппозиция, постмодернизм, принцип цитатности, Произведение
Дмитрий Десятерик. Социализм
Исследование одной из магистральных тем творчества Годара — противостояние личности, идеи, наконец, кино и системы, закона, порядка, общества, санкционирующего этот закон и порядок. Статья анализирует эволюцию эстетических приемов экранного воплощения идеологии режиссера-радикала, останавливаясь на таких аспектах, как работа с камерой; топография, нарушение целостности кадра, монтажной фразы, звука; выбор парадоксальных ракурсов съемки.
Автор, визуальный метатекст, Жан-Люк Годар, деконструкция жанра и сюжета, маоистский период, политические фильмы, Посторонний, разрывы смысла, сопротивления реальности, ход камеры, утопия, ультралевый период
Евгений Сливкин. Побег в космос
Статья живущего в США культуролога и слависта рассматривает на разные аспекты символических и реальных характеристик советской и российской жизни и культуры, разведенной на полюса осью «центр — периферия». В этом контексте на примере фильмов «Бумажный солдат» и «Космос как предчувствие» автор исследует киновоплощение метафорических смыслов таких понятий, как космос, ГУЛАГ и зона, свобода, человеческое достоинство.
ГУЛАГ, биокосмисты, «Бумажный солдат», Илья Кабаков, космический миф, «Космос как предчувствие», Виктор Пелевин, периферия, центр
Евгений Гусятинский. Воспоминания и рассказ
В статье анализируются новейшие тенденции мирового авторского кино, представленные в дебютах и вторых фильмах — селекции ежегодного фестиваля в Роттердаме. Специалист в области арткино и особенностей программирования главных киносмотров мира, Евгений Гусятинский рассматривает динамику превращения некоторых перспективных эстетических трендов в поощряемые фестивалями штампы, среди которых этнофактуры, примитив, «сырая реальность», пренебрежение к нарративу.
Сoming of age stories, Роттердам-2011, дебюты, искусство открытого монтажа, квазиарт, шарж, «экзотическая фактура»