От главного редактора
- №4, апрель
- "Искусство кино"
Я прекрасно понимаю, что нынешнее время не очень заинтересовано в таком издании, как «Искусство кино». Сегодня востребованы журналы более развлекательные, шикарные по дизайну, хотя и публикующие вполне животрепещущие для интеллигенции (можно назвать таких читателей интеллектуалами) материалы. Или, наоборот, сугубо академические.
Делать журнал, который занимается проблемами актуальной культуры — а название и содержание «Искусства кино» не противоречат таким амбициям, — почти невозможно. Подобный тип издания отторгает множество обстоятельств: информационная перегруженность — «переогромленность», как сказал бы Мандельштам, отсутствие солидарности в кинематографическом сообществе, минимальная государственная поддержка, катастрофическое истончение культурного слоя нынешних кинозрителей, а значит, читателей. И, конечно, несмотря на открытые границы, закупоренность творческой атмосферы, гражданская апатия, идейная пустота. Все это — внятные побуждения к тому, что журнал должен был погибнуть. Но я вместе с коллегами по редакции и нашими авторами уверен: искусства кино и вообще культуры не существует без осмысления. Мы убеждены, что интерпретация есть непременная составляющая его (и ее) артефактов, а не кисло-сладкий соус, не часть пиара или рекламы, без которых можно обойтись. У нас ведь очень неоднозначная как художественная, так и вся остальная жизнь.
Конечно, неприятно слышать в большинстве случаев неправдивое признание авторов, в том числе и знаменитых: «критику на свой фильм никогда не читаю». Им кажется, что это свидетельство собственной силы, автономии и цехового шика. Но они забывают или не знают мудрого постулата современной эстетики — искусство появляется в тот момент, когда уже есть теория, его описывающая. Критик ведь не просто насмотренный зритель, но глашатай главного селекционера истории культуры — Времени.
Думаю, что если место, пусть небольшое, которое занимает журнал и в профессиональном, и в общественном сознании, по каким-то причинам зачистить, то российскому кинематографу и российской образованной публике будет нанесен большой ущерб.
Мы создаем журнал, несмотря на травмы от высокомерного или равнодушного отношения не к нам, конечно, а к таким сферам наших занятий, как искусство, культура, включая массовую — она тоже является предметом исследований. Как и российское общество.
Честно говоря, мы делаем журнал для себя: именно так понимаем свою профессиональную и персональную ответственность, которую с нами разделяют четыре тысячи читателей каждого номера бумажной версии и почти девяносто тысяч ежемесячных пользователей интернет-версии.
В каком-то смысле сколько нас читают, не так уж важно. Ответственность ведь не определяется рыночными показателями и от них не зависит. Эта работа — всегда выбор. Позиции, приоритетов, способов исследования, стилистики да и самого контекста. А следовательно, и аудитории. Безусловно, это еще и выбор разного рода последствий.
Я уверен в необходимости включать в публикации нашего журнала исторические, социальные, философские, а не только кинематографические сюжеты. Междисциплинарный подход к кино, его политике, экономике, зрителям, к телевидению, а также материалы, посвященные актуальным проблемам в других видах искусства, общие вопросы культуры, профессиональный опыт, интервью, сценарии и, главное, анализ конкретного фильма — вот опоры, за которые мы держимся.
Журнал «Искусство кино» — это не только изданные за 80 лет около восьмисот книжек с тематическими номерами, специальными выпусками, со сквозными мотивами, но и участие в повседневной киножизни: в ее акциях и затишье, бурях и натиске.
Издание такого журнала требует колоссальных внеэкономических усилий в первую очередь потому, что он не создается только силами редакции. Я признателен всем авторам, которые работают в «Искусстве кино» вместе с нами и разделяют наши убеждения, — тем, кто пишет для нас через номер, и тем, кто появляется раз в несколько лет. Я благодарен и нашим спонсорам (все они — не кинематографисты), друзьям, благожелателям.
Наш бюджет устроен таким образом, что мы уже два десятилетия по-настоящему независимы. Этой свободой невероятно гордимся и уверены, что она служит на пользу не только журналу, но и российскому кино.