Николас Виндинг Рефн: «Жанровое кино дает свободу»
- №6, июнь
- Елена Паисова
Конечно, я слышал множество жутких историй, связанных с работой режиссера в Лос-Анджелесе. Мне постоянно говорили о том, с какими проблемами и ограничениями я столкнусь, работая там, и, естественно, это шло вразрез с моими режиссерскими планами. Потом я познакомился с Райаном Гослингом, и вскоре мы поняли, что должны вместе сделать «Драйв». Для меня было очевидно, что снимать его нужно именно в Лос-Анджелесе, хотя это выходило дорого, сопровождалось массой трудностей и времени у нас было мало.
Я приехал в этот город, готовый к тому, что все мои опасения оправдаются, у меня были вполне классические предубеждения против Лос-Анджелеса. Но в итоге работать здесь оказалось даже весело, не могу сказать, что мне не удалось осуществить свои замыслы или что все вышло не так, как я бы хотел. В этом смысле мой опыт работы в Голливуде можно считать удачным: думаю, он меня принял.
Преимущество жанрового кино в том, что оно, имея коммерческий потенциал, в то же время дает режиссеру свободу: никто не запрещает ему создавать многоплановые, многоуровневые произведения в рамках одного жанра. Жанровое кино вполне может удовлетворить режиссера как с художественной точки зрения, так и с коммерческой: в конце концов, то, что это кино всегда пользуется спросом у дистрибьюторов, — только плюс.
Мне нравятся откровенно сентиментальные истории, и при этом я всегда мечтал снять приключенческий экшн в Лос-Анджелесе. В этом смысле «Драйв» оказался идеальным проектом. Книгу, которая легла в основу картины, можно назвать экспериментальной с точки зрения техники повествования: действие постоянно перемещается во времени и пространстве. В фильме повествование линейно, хотя и в нем ощущается атмосфера какого-то лихорадочного сна.
Моя первая встреча с реальным миром киноиндустрии произошла, когда я был еще совсем молод; несколько лет подряд я работал в Канне вместе с дядей, помогал ему на кинорынке. Именно там я узнал, что фильмы — товар, который продается и покупается, и если потенциального покупателя не удастся заинтересовать проектом в первые десять минут, шанс будет упущен навсегда. Вот это был ценный опыт. Разумеется, хочется снимать великие фильмы, но все же нужно понимать, что кино — это еще и продукт потребления для аудитории.
Я искренне надеюсь, что у меня будет возможность работать над разными проектами в разных странах, постоянное движение вдохновляет меня, наполняет энергией. В скандинавских странах происходит масса всего интересного, там снимаются прекрасные фильмы, и там много отличных актеров. Однако не стоит закрываться от мира, противопоставлять себя другим, наоборот, нужно думать о том, какие новые возможности может раскрыть перед нами международное сотрудничество. Многие скандинавские режиссеры уезжают за границу и снимают на английском, поскольку, надо признать, именно английский стал доминирующим языком в мире. Но это не значит, что их кино лишается неких специфических скандинавских черт. В этом смысле «Драйв» легко можно считать и скандинавской картиной, не только сугубо американской.
Film, №72, May 2011
Перевод с английского Елены Паисовой